«Все эти скромные деятели делают единственно возможное и единственно почтенное дело…для литературы. Они не лгут и не клевещут на жизнь, и не выдают истину праздных фантазий подкупленного воображения, но скромно собирают материалы для будущего творчества, ничего не прибавляя и ничего не утаивая».
М.Е. Салтыков-Щедрин
Екатерина Андреевна Ждан (Спицина) родилась 13 (25) ноября 1865 г. в Котельниче Вятской губернии в семье мещан. Окончила Вятскую Мариинскую женскую гимназию, затем – историко-филологическое отделение Бестужевских высших женских курсов. После их окончания вышла замуж за студента Петербургского университета А.Ф. Ждана. Печаталась в журналах и газетах, вела активную переписку с Л. Н. Толстым. Начало ее литературным публикациям положила повесть «Из дальних лет», где нашли отражение ее впечатления от учебы в Мариинской гимназии. Ждан публиковала стихи, сказки, рассказы для детей. После тяжелой болезни скончалась в мае 1902 г. в г. Орша. Почти 100 лет спустя, в 90-х гг. 20 века внучка писательницы Т. В. Пищикова разыскала в архивах, подготовила к печати и издала как произведения для детей, так и эпистолярное наследие Е.А. Ждан. Благодаря этому современные дети могут узнать, как жили, учились, играли, дружили их сверстники в Вятке во второй половине XIX века.
Алексей Кузьмич Никитин родился в 1820 г. в семье «приказнослужителя», окончил 5 классов Вятской гимназии и с 1836 г. стал копиистом губернского правления. С 1838 г. Никитин был учителем приходского училища в г. Глазове, а затем состоял там же стряпчим (частным поверенным) при уездном суде. В 1861 г. в журнале «Сын Отечества» вышел первый рассказ писателя «Рассказы о вотяках». Другие рассказы – «Домашняя жизнь» и «Беда» свидетельствуют о незаурядной наблюдательности автора и хорошем знании жизни жителей края.
Литератор-любитель Михаил Степанович Мусерский (1829 – ок. 1880) много лет прослужил в Вятском губернском правлении. Его сослуживцем был М.Е. Салтыков-Щедрин, работавший там же в период вятской ссылки. После отъезда сатирика Мусерский писал в Вятских губернских ведомостях»:
Чувствуешь — давит тебя
Будто кошмар беспокойный:
Вязнешь как будто бы ты
В тине гнилой и застойной.
Видно, уж климат такой
В нашем краю, как когда-то
Где-то его описал
Острый сатирик Плутато.
С именем Михаила Степановича был связан громкий скандал, обсуждаемый долгое время вятскими обывателями. Мусерский и его отец были обвинены в злоупотреблениях, растрате государственных и общественных денег. Казанская судебная палата приговорила Мусерского к ссылке в Тобольск и лишению всех прав. Однако Мусерский подал ходатайство о замене ссылки на тюремное заключение. Этот случай был описан в альманахе «Вятская незабудка» (вып.1). Перу М.С. Мусерского принадлежат не только стихи, которые чаще всего он печатал под псевдонимом «Вятчанин», но и статьи, воспоминания, посвященные учебе в Вятском училище для детей канцелярских служащих, своим сокурсникам и учителям.
Михаил Ионович Осокин окончил Вятскую духовную семинарию и служил священником в селе Рождественском Нолинского уезда. Осокин считал, что распространение грамотности и книг ведет к «спасению душ» прихожан. Из поездок по Вятской губернии «он всегда возвращался в свое село не простой, а с книгами, преимущественно научного содержания». В 1856 г. в журнале «Современник» появился большой очерк Осокина «Народный быт в северо-восточной России». Очерк состоял из трех статей. В первой (сентябрь, отд. V, стр. 57-83) сообщались сведения о составе населения Малмыжского уезда Вятской губернии, описывались обычаи и обряды местных крестьян при рождении и похоронах. Во второй статье (ноябрь, отд. V, стр. 1-40) рассказывалось о народном самолечении, о крестьянской демонологии (о домовых, леших, водяных и проч.). В заключительной статье (декабрь, отд. V, стр. 179-214) шла речь о «кладовых», оборотнях, приводились две легенды — «Дьявол-солдат» и «Хамитко-разбойник». В следующем году «Современник» (1857, январь, отд. V, стр. 54-57) напечатал еще статью Осокина «Сельская свадьба в Малмыжском уезде». В них автор сообщал много любопытных историй, часто передавал их подлинными словами своих собеседников. Михаил Ионович записал наиболее типичные старинные вятские «присловия» (пословицы). Так, например, о характере пьяного человека тогда говорили: «Напьешься – с королем дерешься, а проспишься – свиньи боишься». Про бестолкового: «Умна бы голова, да череп толст». О корыстном человеке: «Он хлопочет не для дружка, а для своего брюшка». О беспутном: «Пустой мешок не уставишь». Работа М.И. Осокина представляла собой весьма заметное явление в литературе. Писатель Н.Г. Чернышевский в письмах к Н.А. Некрасову называл работу Осокина «действительно очень хорошей» и даже «прекрасной». В Вятке статьи Осокина встретили с одобрением и поместили в выдержках в «Губернских ведомостях» (1857, №№ 8, 9, 11, 12 и 13).
Николай Николаевич Блинов, шестидесятник-просветитель, писатель, педагог, публицист, родился 7 октября 1839 г. в селе Зашижемье Орловского уезда. Через год после рождения сына родители переехали в Вятку. Здесь старший Блинов был псаломщиком в кафедральном соборе, поэтому семья жила в соборных домах на берегу реки Вятки. Образование Блинов получил в Вятской духовной семинарии. После ее окончания три года был священником в селе Карсавае Глазовского уезда. Жил в крохотной каморке на 106 рублей годового жалованья. Опубликовал в эти годы ряд этнографических, статистических работ о приходе в «Вятских губернских ведомостях». За статью «Движение народонаселения в приходе села Карсавайского» ему была вручена бронзовая медаль Русского этнографического общества, а сам он был принят в члены этого общества. В 1863 г., работая учителем, составил азбуку «Лыдзон» для удмуртских детей по звуковому способу, которая была напечатана в 1867 г. В. 1864 г. переехал учительствовать с семьей в село Вахту, что в 14 верстах от Вятки. Здесь он привел в порядок мужское училище, устроил особую школу для девочек. Написал ряд учебников для школ, особенно популярной была его книга «О способах обучения предметам учебного курса начальных народных училищ», изданная в Вятке в 1866 г. и в Петербурге — в 1870 и 1875 гг. Затем Н.Н. Блинов несколько лет жил в Нолинске, преподавал географию и арифметику в духовном училище. В 1872 г. участвовал в работе первого Всероссийского съезда русских народных учителей. В эти годы Н. Блинов написал художественные произведения: «Ученье – свет» (Москва, 1873, второе издание вышло в Вятке в 1884 г.), издал «Книгу для чтения» с хрестоматией «Пчелка», а также сборник стихов, пословиц, загадок под тем же названием – «Пчелка» (Москва, 1873, Вятка, 1884). Книжка «Ученье – свет» была весьма популярной. В ней крестьянский мальчик рассказывает о себе, «как и с кем он живет, где бывал, что видел и что узнал от умных людей, а также из книг, когда научился их читать и понимать». В конце книги был приложен сборник стихов, басен, пословиц и поговорок. Издание 1884 г. вышло в Вятке в типографии Куклина (бывшей Красовского) и проиллюстрировано 150 картинками. В 1875 г. Н. Блинов уехал в Петербург, где написал книгу «Жизнь Робинзона», сотрудничал во многих периодических изданиях, был вольнослушателем юридического факультета Петербургского университета. В 1877–1878 гг. активно сотрудничал в «Вятской незабудке», был одним из ее авторов и издателей.
В 1879 г. он возвратился в Вятскую губернию и 15 лет был священником Вознесенского собора г. Сарапула. Здесь он написал пьесу «Свет и во тьме светит» (Сарапул, типография Колчина, 1888 г.), сцены из народной жизни под названием «Мирон Петрович» (Казань, 1888 г.), рассказ «На ниве народной» (Вятка, 1897 г.), а также публицистические, исторические, этнографические работы. В 1898 г. в Вятке вышла брошюра «Языческий культ вотяков», где Н. Блинов высказал свой взгляд на удмуртский народ, на необходимость его просвещения. В 1898 г. Блинов переехал в Орлов Вятской губернии, однако уже в 1906 г. возвратился в Сарапул, где и жил до последних дней жизни. Здесь им написана книга «Кавалерист–девица Дурова – Чернова – Александров», много краеведческих работ.
Писатель и публицист, земский деятель Авксентий Петрович Батуев родился 17 августа (ст. ст.) 1863 г. в Казани, откуда двухнедельным ребенком был привезен в Малмыж, на родину отца. В июне 1891 г. был назначен земским начальником 1-го участка Малмыжского уезда. В 1891 г. был избран гласным губернского земского собрания, а в декабре 1891 г. – председателем губернской земской управы, на посту которого пробыл пять лет до самой смерти. Погиб Батуев от рук сумасшедшего. В «Некрологе», на его смерть «Вятские губернские ведомости» отмечая огромные его заслуги как земского деятеля, подчеркнули его человечность и доброту: «Как человек, А.П. пользовался общею любовью и уважением местного общества; служащим же в земских Учреждениях будут всегда памятны его доброта, внимательность, деликатность и участие ко всем обездоленным судьбою».
А.П. Батуев с детских и юношеских лет пристрастился к литературе. Будучи студентом, он печатал свои литературно-критические статьи о Надсоне, «Кое-что о литературе» и другие за подписью «Прорубов» в «Казанском биржевом листке» и «Волжском вестнике». Первым художественным произведением А.П. Батуева был трехтомный роман «На взлете», частично опубликованный в газетах и в сборнике рассказов «Живой портрет», изданном в 1895 г. в Петербурге под псевдонимом «А. Антеев». В центре ряда произведений находится наделенный автобиографичными чертами герой – Николай Михайлович Чулпанов. Герой мечтает о служении великому делу, «о той пользе ближним», которую будет приносить после окончания университета. В книге показаны медицинские сестры и врачи, которые, не щадя своей жизни, выхаживали в военные годы солдат («Завет»). В рассказе Батуев воспроизводит рукопись деда, спасенного в 1877 г. от тифа женщиной-доктором. В сборнике рассказов Батуева показаны многие пороки вятского общества: пьянство («Пред могилой»), нищета и проституция («Дурной год»), нравственное падение («Однокорытники», «Психопат»). В центре произведений Батуева – тема народа. В описании уездного города проглядывает облик Малмыжа, а города N – черты Вятки и Казани
Критики того времени отмечали, что рассказы А.П. Батуева написаны талантливо, особенно хороши в них портретные зарисовки и диалоги. А.П. Батуев – автор ряда публицистических статей: «Записка Вятской губернской земской управы о необходимости проведения железной дороги через Вятскую губернию» (Вятка, 1894 г.), «Как возникают и распространяются кустарные промыслы» (Вятка, 1894 г.), «По поводу указаний Вятским земствам, как следует вести дело народного образования» (Вятка, 1895 г.), доклады и выступления на сессиях губернского земского собрания по вопросам народного просвещения, книжного дела. Батуев был знаком с В. Г. Короленко, Л.Н. Толстым, Н.К. Михайловским и многими другими известными людьми, поэтому на его смерть откликнулись статьями десятки самых разных газет по всей России.
Елизавета Николаевна Кондрашова родилась в 1836 г. в Вятке в семье губернского прокурора, заведующего статистическим комитетом Н.М. Мейера. В семь лет девочку отдали в Павловский институт благородных девиц, после чего она занималась самостоятельно. В совершенстве овладела французским, английским и итальянским языками, была очень образованна, много читала. Ее повесть «Отчего?», опубликованная в «Русском Вестнике» за июль и август 1885 г. (номера 178 и 179) была напечатана под псевдонимом «В». Второй раз была издана через год под псевдонимом «кн. М.Н. Волконский». И.Ф. Масанов утверждает, что псевдоним взят автором от имени зятя, мужа дочери Марии, М.Н. Волконского. В повести Кондрашова увлекательно рассказала о двух семьях – Весниных и Гарволиных. Если в первой дети делятся на любимчиков и нелюбимых, то во второй все одинаково любимы. Писательница создала очень запоминающиеся характеры, сумела раскрыть их через диалоги, внутренние монологи. Психологический анализ душевного состояния мальчика Гани дан настолько тонко и выразительно, что многие сцены в романе буквально потрясали читателя до слез. В повести много советов родителям. «Если хотите, чтобы ребенок Ваш не лгал, никогда сами не лгите при нем и никогда даже в шутку не обманывайте его. Пообещаете вы ему что-нибудь, как вам это бы ни было трудно, непременно исполните для того, чтобы ребенок верил в вас… Детские годы – это самые важные годы. Они образуют человека», – писала Е.Н. Кондрашова.
Второе крупное произведение «Дети Солнцевых» с подзаголовком «Из дневника институтки 20-х годов» вышло в 1903 г. В нем увлекательно и талантливо рассказывается о судьбе детей Солнцевых, отец которых погиб, спасая утопающих во время наводнения 1824 г. в Петербурге. В центре произведения – образ Кати, прототипом которой стала подруга Кондрашовой Надежда Дмитриевна Яковлева. Елизавета Николаевна увлекалась и исторической темой. Интересна и ее историческая повесть из времен язычества на Руси «Жертва богам» (Ингварь и Малуша). В ней рассказывается о различных языческих богах и жертвах в их честь, о принятии христианства на Руси. Романистка печаталась в журналах «Русский Вестник», «Задушевное слово» и других. Умерла Е.Н. Кондрашова в Петербурге в октябре 1887 г. В вятских изданиях ни одно из ее произведений не было опубликовано и сама она забыта, хотя в 80-е и 90-е гг. XIX в. ее книги были весьма популярны во многих домах образованных людей Вятки.
Николай Яковлевич Баранов родился в 1863 г. в семье крестьянина в деревне Богдановка Уржумского уезда. Учился всего полтора месяца. Уже с детства пришлось «в поле ходить за сохой». Свои стихи он печатал в приложениях к «Вятским губернским ведомостям» и других местных газетах. Главной темой творчества Н.Я. Баранова являлся крестьянский труд, тяжелая доля бедняка («Думы пахаря», «Степан», «Несчастные», «Песня узника», «Я не кланяюсь богатым…», «Песня старика», «Думы бесталанного», «Осень» и другие). Стихи Н.Я. Баранова пленяли современников своей задушевностью и простотой.
Чья это хата, вся ветром раскрытая,
Кто в ней несчастный живет?
Чья это женщина, горем убитая,
Горькие слезы так льет?
Чьи это дети, в лохмотья одетые,
Плачут, стоят под окном?
Голод томит их, ручонки холодные
Тянут они за куском…
Александр Федорович Мартынов родился в августе 1823 г. в слободе Кукарке Яранского уезда Вятской губернии. Родители и родственники – купцы – вели торговлю винами и пушными товарами, ежегодно посещали Макарьевскую ярмарку. Позднее, о своем деде, человеке строгом, но справедливом, Мартынов напишет рассказ «Горошин». В 1837 г. Мартынова определили в Вятскую гимназию. Жил он у родственников, которые выписывали много журналов. «Чтение было страстью», – писал Мартынов. «Отечественные записки», сочинения Пушкина, Гоголя, статьи Белинского – все это способствовало развитию интереса к литературе. После окончания университета Мартынов служил учителем географии и латинского языка в Саратовской гимназии и здесь подружился с Н.Г. Чернышевским. Первая статья А. Ф. Мартынова о родных местах называлась «Некоторые заметки о быте вятских крестьян». В ней с большой пунктуальностью описывались жилище с полатями, черные бани, одежда – «лопоть», обувь – «калиги» и т.п.
Всего Мартынов опубликовал около 50 статей, очерков и рассказов. Посмертно напечатан только один рассказ «Чемеревцы», в котором описываются вятские картежники, плуты и взяточники, очень близкие героям Салтыкова-Щедрина из его «Губернских очерков».
Андрей Платонович Грудцын – поэт-самородок, автор сборника «Стихотворения крестьянина Андрея Платоновича Грудцына», изданного в 1874 г. в Петербурге и переизданного в том же году под названием «Самоучка–поэт, крестьянин Андрей Платонович Грудцын». Он родился в 1849 г. в селе Лопьял в 20 верстах от Уржума Вятской губернии в большой бедной семье, состоящей из 17 человек. Грамотных в семье не было, только Андрею удалось окончить 3 класса начальной школы. О правилах стихосложения не имел понятия, стихи слагал под влиянием «тайного, невольного влечения к поэзии». Над стихами поэт просиживал целые ночи, остро при этом чувствуя недостаточность своего образования.
Полночь наступила,
А мне всё не спится…
Не могу от дум я
Никогда забыться;
Не могу вовеки
С горем развязаться…
Неужели доли
Мне не доискаться?
В журнале «Пчела» в 1876 г. о Грудцыне и сборнике его стихов можно прочитать: «…в метрическом отношении стихотворения Грудцына замечательны, если принять во внимание его полное незнакомство со стихосложением. В маленькой книжечке собрано 21 стихотворение, между которыми встречаются и его собственные излияния чувств, накипевших на сердце, и описание природы, и даже попытки переложить в лирную речь зачатки неясных дум, волнующих его молодой, пытливый ум. Все они изобличают в авторе их присутствие несомненного таланта». Во многих стихах поэта, наряду с лирическим, отчетливо выражено и сатирическое начало. Грудцын встречался с поэтом Я. Полонским и писателем Григоровичем, о чём оставил воспоминания (записанные Яцимирским). Газета «Вятская речь» в 249 номере поместила некролог, в котором говорилось: «Село Лопьял Уржумского уезда. 29 октября здесь скончался на 73 году жизни известный поэт-самоучка и сотрудник «Вятской речи» А.П. Грудцын. Покойный – местный крестьянин, пахарь, был истинным борцом за свободу. Всю свою жизнь он посвятил борьбе с произволом прежней администрации и был истинным бичом земских начальников, урядников и вечно пьяных волостных судей, деятельность которых Грудцын разоблачал в своих стихах и на страницах местной прессы».
Долгое время имя Марии Егоровны Селенкиной было предано забвению, хотя в свое время она была довольно известной в литературных кругах. Обыватели называли ее нигилисткой, потому что даже внешне эта женщина подчеркивала свою близость к «новым людям» – героям Чернышевского: коротко стригла волосы, открыто курила. Тогда это считалось смелой и вызывающей формой протеста против женского неравноправия. Она всерьез готовилась к борьбе, упорно занимаясь самообразованием и особенно общественными науками. «Не выученная ничему хорошему в детстве, работая на людей, я добываю мало денег, и в будущем ждут меня темные дни. Серьезно задумавшись над вопросом: «Где стану я брать хлеб, белье, башмаки, необходимые платья, где я стану жить?» – я остановилась на мысли: буду писать, правдиво рассказывая о недостатках и нуждах людских», – так писала в своем дневнике юная Маша Селенкина. Она зачитывалась «Современником», «Русским словом», статьями Добролюбова, Писарева, демократической литературой. Весной 1862 г. она переехала в Вятку и поселилась в доме своей бабушки. Летом 1864 г. Марией за две недели была написана первая повесть, к сожалению, не дошедшая до нас. Вторая повесть «Семейное житье» была напечатана, но под другим названием: «Мирные сцены в мирном городе». В первых своих рассказах писательница поднимает характерную для 60-х гг. 19 века проблему женской эмансипации, рисует образ девушки, полной готовности «идти в народ», критикует обывательщину, мещанство. Автор надеялась, что ее псевдоним «М.М-ной» не откроется. Под произведением стояло: «г. Вятка, 1866», но в Вятке все уже знали, что маленькая девушка, живущая в угловом доме напротив канцелярии губернатора, – писательница. Наиболее известным из ранних произведений Селенкиной был рассказ «Сашенька Кропачева».
В октябре 1867 г. Мария Егоровна выходит замуж за чиновника губернского банка Александра Николаевича Селенкина. Появляются дети. В 1870 г. Селенкина подружилась с Ф.Ф. Павленковым. По подозрению в пропаганде революционных идей М.Е. Селенкина была арестована, отправлена в Казань, затем возвращена в Вятку. В тюрьме она пишет целый цикл так называемых «тюремных стихотворений». Одно из лучших – «Мужу» – написано в форме лирической исповеди:
Не ходи, сердечный, милый,
Около тюрьмы
И не слушай, как горюем
Да рыдаем мы…
Жди, приду, не бойся – силы
Не изменят мне.
Тяжелые годы нищеты запечатлены в рассказе «Бесплатный урок», где описывается жизнь бедной интеллигентной женщины, мужа которой выслали «за взгляды», оставив ее и трех детей без средств к существованию. Рассказ Селенкиной напечатан под псевдонимом «В. Шилов». Так фамилия помощника библиотекаря Вятской публичной библиотеки И.С. Шилова, который всегда очень хорошо относился к серьезной читательнице, вошла в историю. В стихотворении «Я сижу в настоящей тюрьме» Селенкина рисует одиночную камеру, невыносимые условия, в которых находится. В 70 – 80-е гг. Мария Егоровна поддерживала дружеские связи со многими видными писателями и выдающимися общественными, культурными деятелями страны – с Короленко, Салтыковым-Щедриным, Благосветловым и др. В 1883 г. она обращается к Щедрину и Введенскому с просьбой написать сатирические очерки о произволе, царящем в Вятской мужской гимназии. 18 января 1883 г. под псевдонимом «И.И. Тимкин» она пишет М.Е. Салтыкову-Щедрину большое письмо, где рисует бесчинства, царящие в Вятке и в стране. Рассказ «После долгой разлуки» («Северный вестник», 1888 г. № 4) очень понравился В.Г. Короленко. В письме М.Е. Селенкиной в Вятку 16 сентября 1887 г. он писал: «Вашу рукопись я уже прочитал и более месяца назад отослал в редакцию с безусловно одобрительным отзывом». Рассказы «Алексеевна» и «Попечительное трио» были напечатаны в июльских и ноябрьских номерах газеты «Волжский вестник» за 1885 г. и широкому читателю были не известны. В неопубликованном романе «Прошлое» М.Е. Селенкина страстно говорит о губительном влиянии крепостного права на человека. Действие романа происходит в конце 50-х гг. 19 века в усадьбе помещицы Пугвиной. Селенкина разоблачает произвол, деспотизм помещицы. Произведения М.Е. Селенкиной 1890-х и начала 1900-х гг. не были опубликованы (повести «Дуня», «На празднике (Из воспоминаний Марфы Ивановны)», «Внушение», очерк «На новой линии», комедия «Храбрость города берет», рассказ «Без своего угла» и др.).
В начале ХХ века на всю Россию были известны стихи вятского уроженца, крестьянского поэта-самородка Матвея Ивановича Ожегов, автора популярных песен «Меж крутых бережков», «Потеряла я колечко», «Чудный месяц плывет над рекою», «Безумная». «Литературная газета» 20 августа 1930 г. писала о нем: «оригинальный и, вероятно, единственный в русской литературе писатель-песенник». Его творчеством восхищался А.М. Горький, с которым М.И. Ожегов переписывался. Поэт всю жизнь боролся за знания, чтобы глубже и вернее отразить народную жизнь и народные чаяния. Ему принадлежат крылатые слова: «Мало гения поэта. Надо знать еще народ». М.И. Ожегов считал, что быть поэтом – значит жить и трудиться для народа и вместе с народом.
Он родился 6 августа 1860 г., в семье крестьянина-плотника деревни Махино Мальканской волости Нолинского уезда Вятской губернии. С 13 лет начал выдумывать свои песни в том же духе, в каком пелись тогда народные песни.
Рано начал самостоятельную жизнь, побывал в Перми, Сибири, на уральских заводах у золотопромышленника Ф.П. Демидова. Работал плотником, маляром, столяром, молотобойцем, золотоискателем, официантом в трактире, сторожем, дворником, разносчиком газет. Весной 1885 г. приехал в Москву. Первое стихотворение – «Поле» было напечатано в «Московской иллюстрированной газете» в мае 1890 г., позднее в газете «Нижегородская почта» появилось стихотворение «Уральская железная дорога». В 1891 г. в саратовском журнале было опубликовано стихотворение «Братская помощь», а в «Московском Театральном Вестнике» – стихотворение «Раздолье». В этом же году были напечатаны две книги Ожегова: «Песни и стихотворения самоучки-писателя крестьянина Вятской губернии Нолинского уезда Мальканской волости д. Михино Ожегова Матвея Ивановича», выпущенные двадцатитысячным тиражом, и «Поля и деревни. Стихотворения М.И. Ожегова, самоучки-крестьянина Вятской губернии Нолинского уезда Мальканской волости деревни Михино».
С этого времени песни, стихи, романсы Ожегова стали настолько популярны, что его сборники издавались и вновь переиздавались в Москве, Киеве и других городах. Ожеговым были составлены песенники «Потеряла я колечко», «Маргарита», «Пастушок», «Молодецкая кручина», «Безумная», «Звезда» и др. Стихи, песни М.И. Ожегова печатались также во многих провинциальных журналах и газетах («Калужский Вестник», «Ярославская колотушка», «Тверская колотушка»), в альманахе «Пробуждение», издаваемом в Суздале И.А. Назаровым.
О своих встречах с писателем Л.Н. Толстым Ожегов писал в неопубликованных письмах известному исследователю книги Н.А. Рубакину.
В статье «Наша судьба. Самообразование, литература, народ и интеллигенция в современном освещении» М.И. Ожегов рассказал о судьбе поэтов-самоучек в России (Кольцова, Сурикова и других), судьбе неизбежно горькой, многострадальной.
В стихах поэта звучала любовь к родной деревне, был показан тяжелый крестьянский труд.
Арестованный за участие в революционном движении, он в одиночной камере написал стихотворения «Цепи», «Свидание в тринадцатом номере», «Прогулка».
В сборниках М.И. Ожегова много колоритных пейзажных стихотворений, где он воспевает родную природу.
Последние годы жизни Ожегов жил в селе Перове под Москвой. Умер 10 марта 1933 г. До конца своих дней поэт складывал песни и пел их в дружеском кругу.
Иван Григорьевич Зыков – поэт-самоучка, всю жизнь мечтавший об образовании: «Если б было у меня… настоящее образование…, кажется, свел бы облака в одно место!». Он родился в деревне Нижние Пленковы Истобенской волости Орловского уезда Вятской губернии в бедной крестьянской семье.
Стихи начал писать с 1903 г. «под впечатлением горя, нужды и насмешек» и за свою жизнь сумел напечатать 4 сборника. Первый был издан в 1905 г. в городе Юрьеве. Издателем и автором вступительной статьи был земляк Зыкова Д.К. Зеленин, позднее член-корреспондент Академии наук СССР, который быстро прочитал посланные ему стихи и ответил: «Стихи мне ваши нравятся, и легко читаются, и нет в них ничего поддельного и измученного… Пишите больше». В 1906 г. в г. Бийске поэт издает новый сборник стихов, а в 1909 г. и в 1911 г. печатает еще 2 сборника в Вятке. Одновременно активно сотрудничает в местных газетах и журналах. В своих произведениях Зыков рисовал тяжелую долю крестьянина. Одно из замечательных его стихотворений «Песня бедняка» по своему духу и фольклорной основе напоминает русскую народную песню. С ним перекликаются стихи «Бедняк», «Мечты бедняка», «Где у бедных доля?», «Не все в городе богаты». В стихах поэта содержатся раздумья о жизни:
Где-то радость, где-то горе,
Где дерущий душу плач,
Где-то брак и счастья море,
Где-то видится палач.
Писал Зыков и очерки, и рассказы: «В вагоне (из рассказа очевидца)», «Много погибает добра из-за бедности» «Жалостливый татарин», «Метили в ворону, а попали в корову (из народных рассказов)», «Злоумышленный поступок (рассказ судоходца)» и др. Умер И. Зыков 28 марта 1924 г. в возрасте 50 лет. Похоронен в приходе села Истобенское.
Поэт Илья Иванович Павлов был известен вятской публике под псевдонимом Рыдаев. Он считал себя уржумцем, хотя родился в Вятке – его привезли в Уржум двухмесячным ребенком. Здесь окончил городское училище. В восемнадцать лет дебютировал стихотворением «Весна» в приложениях к «Вятским губернским ведомостям» за 1890 г. Печатался в газетах и журналах: «Вятский вестник», «Голос Вятки», «Нева», «Народное благо», «Рыболов-охотник». Только с 1900 по 1904 г. поместил в них не менее 50 стихотворений, а в газете «Голос Вятки» около 30 стихов. Писал Павлов былины и баллады («Добрыня Никитич», «Илья Муромец», «Сусанин» и др.). Большинство стихов Павлова посвящено вятской природе: «Привет вам, осенние светлые ночи», «Летняя мелодия», «Волшебный край», «Ночь на Вятке», «На рассвете» и др. Очень выразительно изображена вятская природа в стихотворении «По родному краю»:
Несутся как вихри косматые вятки,
Свистит и гогочет ямщик-молодец;
Взлетают и падают снежные комья,
Рыдают полозья, гремит бубенец.