Библиотека имени А.С. Пушкина

Забытые имена

«Все эти скромные деятели делают единственно возможное и единственно почтенное дело…для литературы. Они не лгут и не клевещут на жизнь, и не выдают истину праздных фантазий подкупленного воображения, но скромно собирают материалы для будущего творчества, ничего не прибавляя и ничего не утаивая».

                                                        М.Е. Салтыков-Щедрин


Е. А. ЖданЕкатерина Андреевна Ждан (Спицина) родилась 13 (25) ноября 1865 г. в Котельниче Вятской губернии в семье мещан. Окончила Вятскую Мариинскую женскую гимназию, затем – историко-филологическое отде­ление Бестужевских высших женских курсов. После их окончания вышла замуж за студента Петербургского университета А.Ф.  Ждана. Печаталась в журналах и газетах, вела активную переписку с  Л. Н. Толстым. Начало ее литературным публикациям положила повесть «Из дальних лет», где нашли отражение ее впечатления от учебы в Мариинской гимназии.  Ждан публиковала стихи, сказки, рассказы для детей.  После тяжелой болезни скончалась в мае 1902 г.  в г. Орша. Почти 100 лет спустя, в 90-х гг. 20 века внучка писательни­цы Т. В. Пищикова разыскала в архивах, подготовила к печати и издала как произведения для детей, так и эпистолярное наследие Е.А. Ждан. Благодаря этому современные дети могут  узнать, как жили, учились, играли, дружили их сверстники в Вятке во второй половине XIX века.


Алексей Кузьмич Никитин родился в 1820 г. в семье «приказнослужителя», окончил 5 классов Вятской гимназии и с 1836 г.  стал копиистом губернского правления. С 1838 г. Никитин был учи­телем приходского училища в г. Глазове, а затем состоял там же стряпчим (частным пове­ренным) при уездном суде. В 1861 г. в журнале «Сын Отечества» вышел первый рассказ писателя «Рассказы о вотяках». Другие рассказы – «Домашняя жизнь» и «Беда» свидетельствуют о незаурядной наблюдательности автора и хорошем знании жизни жителей края.


Литератор-любитель Михаил Степанович Мусерский (1829 – ок. 1880) много лет прослужил  в Вятском губернском правлении. Его сослуживцем был М.Е. Салтыков-Щедрин, работавший там же в период вятской ссылки.  После отъезда сатирика Мусерский писал в Вятских губернских ведомостях»:

Чувствуешь — давит тебя

Будто кошмар беспокойный:

Вязнешь как будто бы ты

В тине гнилой и застойной.

Видно, уж климат такой

В нашем краю, как когда-то

Где-то его описал

Острый сатирик Плутато.

С именем Михаила Степановича был связан громкий скандал, обсуждаемый долгое время вятскими обывателями. Мусерский и его отец были обвинены в злоупотреблениях, растрате государственных и общественных де­нег. Казанская судебная палата приговорила Мусерского к ссылке в Тобольск и лишению всех прав. Однако Мусерский подал ходатайство о замене ссылки на тюремное заключение. Этот случай был описан в альманахе «Вятская  незабудка» (вып.1). Перу М.С. Мусерского принадлежат не только стихи, ко­торые чаще всего он печатал под псевдонимом «Вятчанин», но и статьи,  воспоминания, посвященные учебе в Вятском училище для детей канцелярских служащих,  своим  сокурсникам и учителям.


Михаил Ионович Осокин окончил Вятскую духовную семинарию и слу­жил священником в селе Рождественском Нолинского уезда. Осокин считал, что распространение грамотности и книг ведет к «спасению душ» при­хожан. Из поездок по Вятской губернии «он всегда возвращался в свое село не простой, а с книгами, преимущественно научного содержания». В 1856 г.  в журнале «Современник» появился большой очерк Осокина «Народный быт в северо-восточной России». Очерк состоял из трех статей. В первой (сентябрь, отд. V, стр. 57-83) сообщались сведения о составе населения Малмыжского уезда Вятской губернии, описывались обычаи и обряды местных крестьян при рождении и похоронах. Во второй статье (ноябрь, отд. V, стр. 1-40) рассказывалось о народном самолечении, о крестьянской демонологии (о домовых, леших, водя­ных и проч.). В заключительной статье (декабрь, отд. V, стр.  179-214)  шла речь о «кладовых», оборотнях, приводились   две легенды — «Дьявол-солдат» и «Хамитко-разбойник». В следующем году «Современник» (1857, январь, отд. V, стр. 54-57) напечатал еще статью Осокина «Сель­ская свадьба в Малмыжском уезде». В них автор сооб­щал много любопытных историй, часто передавал их подлинными словами своих собеседников. Михаил Ионович записал наиболее типичные старинные вят­ские «присловия» (пословицы). Так, например, о характере пьяного человека тогда говорили: «Напьешься – с королем де­решься, а проспишься – свиньи боишься». Про бестол­кового: «Умна бы голова, да череп толст». О корыст­ном человеке: «Он хлопочет не для дружка, а для сво­его брюшка». О беспутном: «Пустой мешок не уста­вишь». Работа М.И. Осокина представляла собой весьма заметное явление в литературе.  Писатель Н.Г. Чернышевский в письмах к Н.А. Некрасову на­зывал работу Осокина «действительно очень хорошей» и даже «прекрасной». В Вятке статьи Осокина встретили с одобрением и поместили в выдержках в «Гу­бернских ведомостях» (1857, №№ 8, 9, 11, 12 и 13).


Николай Николаевич Блинов, шестидесятник-просветитель, пи­сатель, педагог, публицист, родился 7 октября 1839 г. в  селе  Зашижемье Орловского уезда. Через   год после  рождения   сына  родители пе­реехали в Вятку. Здесь старший Бли­нов  был псаломщиком в кафедраль­ном соборе, поэтому семья жила в соборных домах  на берегу реки  Вятки. Обра­зование Блинов получил в Вятской духов­ной семинарии. После ее окончания три года был священ­ником в селе Карсавае Глазовского уезда. Жил в крохотной камор­ке на 106 рублей годового жалованья. Опубликовал в эти годы ряд этнографических,  статистических  работ  о приходе в «Вятских губернских ведомостях». За статью «Движение народона­селения в приходе села Карсавайского» ему была вручена бронзовая медаль Русского этнографического общества, а сам он был принят в члены этого общества. В 1863 г., работая учителем, составил азбуку «Лыдзон» для удмуртских детей по звуковому способу, которая была напеча­тана в 1867 г. В. 1864 г. переехал учительствовать с семьей в село Вахту, что в 14 верстах от Вятки. Здесь он привел в порядок мужское училище, устроил особую школу для девочек. Написал ряд учебников для школ, особенно популярной была его книга «О способах обучения предметам учебного курса началь­ных народных училищ», изданная в Вятке в 1866 г. и  в Петербурге — в 1870 и 1875 гг. Затем Н.Н. Блинов несколько лет жил в Нолинске, преподавал географию и арифметику в духовном учили­ще. В 1872 г. участвовал в работе первого Всероссийского съезда русских народных учителей. В эти годы Н. Блинов написал  художественные произведения: «Ученье – свет» (Москва, 1873, второе издание вышло в Вятке в 1884 г.), издал «Книгу для чтения» с хрестоматией «Пчелка», а также сборник стихов, пословиц, загадок под тем же названием –  «Пчелка» (Москва, 1873, Вятка, 1884).  Книжка «Ученье – свет» была весьма популярной. В ней крестьянский мальчик рассказывает о себе, «как и с кем он живет, где бывал, что видел и что узнал от умных людей, а также из книг, когда научился их читать и понимать». В конце книги был приложен сборник стихов, басен, пословиц и поговорок. Издание 1884 г. вышло в Вятке в ти­пографии Куклина   (бывшей Красовского) и проиллюстрировано 150 картинками. В 1875 г. Н. Блинов уехал в Петербург, где написал книгу «Жизнь Робинзона», сотрудничал во многих периодических изданиях, был вольнослу­шателем юридического факультета Петербургского университета. В 1877–1878 гг. активно сотрудничал в «Вятской незабудке», был одним из ее авторов и издателей.

В 1879 г. он возвратился в Вятскую губернию и 15 лет был священником Вознесенского собора г. Сарапула. Здесь он написал пьесу «Свет и во тьме светит» (Сарапул, типография Колчина, 1888 г.), сцены из народной жизни под названием «Мирон Петро­вич» (Казань, 1888 г.), рассказ «На ниве народной» (Вятка, 1897 г.), а также публицистические, исторические, этнографические работы. В 1898 г. в Вятке вышла брошюра «Языческий культ вотяков», где Н. Блинов высказал свой взгляд на удмуртский народ, на необходимость его просвещения. В 1898 г. Блинов переехал в Орлов Вятской губернии, однако уже в 1906 г. возвратился в Сарапул, где и жил до последних дней жизни. Здесь им написана книга «Кавалерист–девица Дурова – Черно­ва – Александров», много краеведческих работ.


А. П. БатуевПисатель и публицист, земский    деятель    Авксентий    Петрович   Батуев   родился   17 августа    (ст. ст.)   1863   г.  в  Ка­зани, откуда двухнедельным ребен­ком был привезен в Малмыж, на ро­дину отца.  В  июне 1891  г. был назначен земским начальником 1-го участка Малмыжского уезда. В 1891 г. был избран гласным губернского земского собрания, а в декабре 1891 г. – председателем губернской земской управы, на посту которого пробыл пять лет до самой смерти. Погиб  Батуев от рук сумасшедшего. В «Некрологе», на его смерть «Вятские губернские ведомости» отмечая огромные его заслуги как земского деятеля, подчеркнули его человечность и доброту: «Как человек, А.П. пользовался об­щею любовью и уважением местного общества; служащим же в земских Учреждениях будут всегда памятны его доброта, внимательность, деликатность и участие ко всем обездоленным судьбою».

А.П. Батуев с детских и юношеских лет пристрастился к литературе. Будучи студентом, он печатал свои литературно-критические статьи о Надсоне, «Кое-что о литературе» и другие за подписью «Прорубов» в «Казанском биржевом листке» и «Волж­ском вестнике». Первым художественным произведением А.П. Батуева был трехтомный роман «На взлете», частично опубликованный в газетах и в сборнике рассказов «Живой портрет», изданном в 1895 г. в Петербурге под псевдонимом «А. Антеев». В центре ряда произведений находится наделенный автобиографичными чертами герой – Ни­колай Михайлович Чулпанов. Герой мечтает о служении великому делу, «о той пользе ближним», которую будет приносить после окончания университета. В книге показаны медицинские сестры и врачи, которые, не щадя своей жизни, выхаживали в военные годы солдат («Завет»). В рассказе Батуев воспроизводит рукопись деда, спасенного в 1877 г. от тифа женщиной-доктором. В сборнике рассказов Батуева показаны многие пороки вятского общества: пьянство («Пред могилой»), нищета и проституция («Дурной год»), нрав­ственное падение («Однокорытники», «Психопат»). В центре произведений Батуева – тема народа. В описании  уездного города проглядывает об­лик Малмыжа, а города N – черты Вятки и Казани

Критики того времени отмечали, что рассказы А.П. Батуева написаны талантливо, особенно хороши в них портретные зарисовки и диалоги. А.П. Батуев – автор ряда публицистических статей: «Записка Вят­ской губернской земской управы о необходимости проведения же­лезной дороги через Вятскую губернию» (Вятка, 1894 г.), «Как возникают и распространяются кустарные промыслы» (Вятка, 1894 г.), «По поводу указаний Вятским земствам, как следует вести дело народного образования» (Вятка, 1895 г.), доклады и выступ­ления на сессиях губернского земского собрания по вопросам на­родного просвещения, книжного дела. Батуев был знаком с В. Г. Короленко, Л.Н. Толстым, Н.К. Михайловским и мно­гими другими известными людьми, поэтому на его смерть откликнулись статьями десятки самых разных газет по всей России.


Кондрашова Е. Н.Елизавета Николаевна Кондрашова родилась в 1836 г. в Вятке в семье губернского прокурора, заведующего статистическим комитетом Н.М. Мейера. В семь лет девочку отдали в Павловский институт благородных девиц, после чего она занималась самостоятельно. В совершенстве овла­дела французским, английским и итальянским языками, была очень образованна, много читала. Ее повесть «Отчего?», опубликованная в «Русском Вестнике» за июль и август 1885 г. (номера 178 и 179) была напечатана под псевдонимом «В». Второй раз была издана через год под псев­донимом «кн. М.Н. Волконский». И.Ф. Масанов утверждает, что псевдоним взят автором от имени зятя, мужа дочери Марии, М.Н. Волконского. В повести Кондрашова увлекательно рас­сказала о двух семьях – Весниных и Гарволиных. Если в первой  дети делятся на любимчиков и нелюбимых, то во второй все одина­ково любимы. Писательница создала очень запоминающиеся характеры, сумела раскрыть их через диалоги, внутренние монологи. Психологический анализ душевного состояния мальчика Гани дан настолько тонко и вырази­тельно, что многие сцены в романе буквально потрясали читателя до слез. В повести много советов родителям. «Если хотите, чтобы ребенок  Ваш не лгал, ни­когда сами не лгите при нем и никогда даже в шутку не обманы­вайте его. Пообещаете вы ему что-нибудь, как вам это бы ни было трудно, непременно исполните для того, чтобы ребенок верил в вас… Детские годы – это самые важные годы. Они образуют че­ловека», – писала Е.Н. Кондрашова.

Второе  крупное   произведение «Дети Солнцевых» с подзаголовком   «Из   дневника   институтки   20-х   годов» вышло в 1903 г. В нем увлекательно и  талантливо  рассказывается о судьбе детей Солнцевых, отец которых погиб, спасая утопающих во время наводнения 1824 г. в Петербурге. В центре  произведения – образ Кати, прототипом которой стала подруга Кондрашовой   Надежда   Дмитриевна   Яковлева. Елизавета Николаевна увлекалась и исторической темой. Инте­ресна и ее  историческая по­весть из времен язычества на Руси  «Жертва богам» (Ингварь и Малуша). В ней рассказывается о раз­личных языческих богах и жертвах в их честь, о принятии хри­стианства на Руси. Романистка печаталась в журналах «Русский Вест­ник», «Задушевное слово» и других.  Умерла Е.Н. Кондрашова в Петербурге в октябре 1887 г. В вятских изданиях ни одно из ее произведений не было опублико­вано и сама она забыта, хотя в 80-е и 90-е гг. XIX в. ее книги были весьма популярны во многих домах образованных людей Вятки.


Николай Яковлевич Баранов родился в 1863 г. в семье крестья­нина в деревне Богдановка Уржумского уезда. Учился всего пол­тора месяца. Уже с детства пришлось «в поле ходить за сохой». Свои стихи он печатал в приложениях к «Вятским губернским ведомостям» и других местных газетах. Главной темой творчества Н.Я. Баранова являлся крестьян­ский труд, тяжелая доля бедняка («Думы пахаря», «Степан», «Не­счастные», «Песня узника», «Я не кланяюсь богатым…», «Песня старика», «Думы бесталанного», «Осень» и другие). Стихи Н.Я. Баранова пленяли современников своей задушевностью и простотой.

Чья это хата, вся ветром раскрытая,

Кто в ней несчастный живет?

Чья это женщина, горем убитая,

Горькие слезы так льет?

Чьи это дети, в лохмотья одетые,

Плачут, стоят под окном?

Голод томит их, ручонки холодные

Тянут они за куском…


Александр Федорович Мартынов  родился в августе 1823 г. в слободе Кукарке Яранского уезда Вятской губернии. Родители и родственники – купцы – вели торговлю винами и пушными товарами, ежегодно посещали Макарьевскую ярмарку. Позднее, о своем деде, человеке строгом, но справедливом, Мартынов напишет рассказ «Горошин». В 1837 г. Мартынова определили в Вятскую гимна­зию. Жил он у родственников, которые выписывали мно­го журналов. «Чтение было страстью», – писал Мар­тынов. «Отечественные записки», сочинения Пушкина, Гоголя, статьи Белинского – все это способствовало раз­витию интереса к литературе. После окончания университета Мартынов служил учителем географии и ла­тинского языка в Саратовской гимназии и здесь подру­жился с Н.Г. Чернышевским. Первая статья А. Ф. Мартынова о родных местах на­зывалась «Некоторые заметки о быте вятских кресть­ян». В ней с большой пунктуальностью описывались жилище с полатями, черные бани, одежда – «лопоть», обувь – «калиги» и т.п.

Всего Мартынов опубликовал около 50 статей, очер­ков и рассказов. Посмертно напечатан только один рассказ «Чемеревцы», в котором описываются вятские картежники, плуты и взяточники, очень близкие героям Салтыкова-Щедрина из его «Губернских очер­ков».


А. П. ГрудцынАндрей Платонович Грудцын – поэт-самородок, автор сборника «Стихотворения крестьянина Андрея Платоновича Грудцына», из­данного в 1874 г. в Петербурге и переизданного в том же году под названием «Самоучка–поэт, крестьянин Андрей Платонович Груд­цын». Он родился в 1849 г. в селе Лопьял в 20 верстах от Уржума Вятской губернии в боль­шой бедной семье, состоящей из 17 человек. Грамотных в семье не было, только Андрею удалось окончить 3 класса начальной школы. О правилах стихосложения не имел понятия, стихи слагал под влиянием  «тайного, невольного  влечения к поэзии». Над стихами поэт просиживал целые ночи, остро при этом чув­ствуя недостаточность своего образования.

Полночь наступила,
А мне всё не спится…
Не могу от дум я
Никогда забыться;
Не могу вовеки
С горем развязаться…
Неужели доли
Мне не доискаться?

В журнале «Пчела» в 1876 г. о Грудцыне и  сборнике его сти­хов можно прочитать: «…в метрическом отношении стихотворения Грудцына замечательны, если принять во внимание его полное незнакомство со стихосложением. В маленькой книжечке собрано 21 стихотворе­ние, между которыми встречаются и его собственные излияния чувств, накипевших на сердце, и описание природы, и даже попыт­ки переложить в лирную речь зачатки неясных дум, волнующих его молодой, пытливый ум. Все они изобличают в авторе их присутствие несомненного таланта».  Во многих стихах поэта, наряду с лирическим, отчетливо выра­жено и сатирическое начало.  Грудцын встречался с поэтом Я. Полонским и писателем Григоровичем, о чём оставил воспоминания (записанные Яцимирским). Газета «Вятская речь» в 249 номере поместила некролог, в ко­тором говорилось: «Село Лопьял Уржумского уезда. 29 октября здесь скончался на 73 году жизни известный поэт-самоучка и сот­рудник «Вятской речи» А.П. Грудцын. Покойный – местный кре­стьянин, пахарь, был истинным борцом за свободу. Всю свою жизнь он посвятил борьбе с произволом прежней администрации и был истинным бичом земских начальников, урядников и вечно пья­ных волостных судей, деятельность которых Грудцын разоблачал в своих стихах и на страницах местной прессы».


М. Е. СеленкинаДолгое время имя Марии Егоровны Селенкиной было предано забвению, хотя в свое время она была довольно известной в литературных кругах. Обыватели называли ее нигилисткой, потому что даже внешне эта женщина подчеркивала свою близость к «новым людям» –  героям Чернышевского: коротко стригла волосы, открыто курила. Тогда это считалось смелой и вызывающей формой протеста против женского неравноправия. Она всерьез готовилась к борьбе, упорно занимаясь самообразованием и особенно общественными науками. «Не выученная ничему хорошему в детстве, работая на людей, я добываю мало денег, и в будущем ждут меня темные дни. Серьезно задумавшись над вопросом: «Где стану я брать хлеб, белье, башмаки, необходимые платья, где я стану жить?» – я остановилась на мысли: буду писать, правдиво рассказывая о недостатках и нуждах людских», – так писала в своем дневнике юная Маша Селенкина. Она зачитывалась «Современником», «Русским словом», статьями Добролюбова, Писарева, демократической литературой. Весной 1862 г. она переехала в Вятку и поселилась в доме своей бабушки. Летом 1864 г. Марией за две недели была написана первая повесть, к сожалению, не дошедшая до нас. Вторая повесть «Семейное житье» была напечатана, но под другим названием: «Мирные сцены в мирном городе». В первых своих рассказах писательница поднимает характерную для 60-х гг. 19 века проблему женской эмансипации, рисует образ девушки, полной готовности «идти в народ», критикует обывательщину, мещанство. Автор надеялась, что ее псевдоним «М.М-ной» не откроется. Под произведением стояло: «г. Вятка, 1866», но в Вятке все уже знали, что маленькая девушка, живущая в угловом доме напротив канцелярии губернатора, – писательница. Наиболее известным  из ранних произведений Селенкиной был рассказ «Сашенька Кропачева».

В октябре 1867 г. Мария Егоровна выходит замуж за чиновника губернского банка Александра Николаевича Селенкина. Появляются дети. В 1870 г. Селенкина подружилась с Ф.Ф. Павленковым.  По подозрению в пропаганде революционных идей М.Е. Селенкина была арестована, отправлена в Казань, затем возвра­щена в Вятку. В тюрьме она пишет целый цикл так называемых «тюремных стихотворений». Одно из лучших  – «Мужу» – напи­сано в форме лирической исповеди:

Не ходи, сердечный, милый,

Около тюрьмы

И не слушай, как горюем

Да рыдаем мы…

Жди, приду, не бойся – силы

Не изменят мне.

Тяжелые годы нищеты запечатлены в рассказе «Бесплатный урок», где описывается жизнь бедной интеллигентной женщины, мужа которой выслали «за взгляды», оставив ее и трех детей без средств к существованию. Рассказ Селенкиной напечатан под псевдонимом «В. Шилов». Так фамилия помощника библиотекаря Вятской публичной библиотеки И.С. Шилова, который всегда очень хорошо относился к серьезной читательнице, вошла в историю. В стихотворении «Я сижу в настоящей тюрьме» Селенкина рисует одиночную камеру, невыносимые условия, в которых находится. В 70 – 80-е гг.  Мария Егоровна поддерживала дружеские связи со многими видными писателями и выдающимися общественными, культурными деятелями страны – с Короленко, Салтыковым-Щедриным, Благосветловым и др.  В 1883 г. она обращается к Щедрину и Введенскому с просьбой написать сатирические очерки о произволе, царящем в Вятской муж­ской гимназии.  18 января 1883 г. под псевдонимом «И.И. Тимкин» она пишет М.Е. Салтыкову-Щедрину большое письмо, где рисует бесчинства, царящие в Вятке и в стране. Рассказ «После долгой разлуки» («Северный вестник», 1888 г.  № 4) очень понравился В.Г. Короленко. В письме М.Е. Селенкиной в Вятку 16 сентября 1887 г. он писал: «Вашу рукопись я уже прочитал и более месяца назад отослал в редакцию с безус­ловно одобрительным отзывом». Рассказы «Алексе­евна» и «Попечительное трио» были напе­чатаны в июльских и ноябрьских номерах газеты «Волжский вест­ник» за 1885 г. и широкому читателю были не известны. В неопубликованном романе «Прошлое» М.Е. Селенкина страст­но говорит о губительном влиянии крепостного права на человека. Действие романа происходит в конце 50-х гг. 19 века в усадьбе помещицы Пугвиной. Селенкина разоблачает про­извол, деспотизм помещицы. Произведения М.Е. Селенкиной 1890-х и начала 1900-х гг. не были опубликованы (повести «Дуня», «На празднике (Из воспоми­наний Марфы  Ивановны)», «Внушение»,  очерк «На новой линии», комедия «Храбрость города берет», рассказ «Без своего угла» и др.).


Ожегов М. И.В начале ХХ века на всю Россию были известны стихи вятского урожен­ца, крестьянского поэта-самородка Матвея Ивановича Ожегов, автора популярных песен «Меж крутых бережков», «Потеряла я колечко», «Чудный месяц плывет над рекою», «Безумная».  «Литературная газета» 20 августа 1930 г. писала о нем: «оригинальный и, вероятно, един­ственный в русской литературе писатель-песенник». Его творчеством восхищался  А.М. Горький, с которым М.И. Ожегов переписывался. Поэт всю жизнь боролся за знания, чтобы глубже и вернее отра­зить народную жизнь и народные чаяния. Ему принадлежат крыла­тые слова: «Мало гения поэта. Надо знать еще народ». М.И. Ожегов считал, что быть поэтом – значит жить и трудиться для народа и вместе с народом.

Он родился 6 августа 1860 г., в семье крестьянина-плотника деревни Махино Мальканской волости Нолинского уезда Вятской губернии. С 13 лет начал выдумывать свои песни в том же духе, в каком пелись тогда народные песни.

Рано начал самостоятельную жизнь, побывал в Перми, Сибири, на уральских заводах у золотопро­мышленника Ф.П. Демидова. Работал плотником, маляром, столяром, молотобойцем, золотоискателем, официантом в трактире, сторожем, дворником, разносчиком газет.  Весной 1885 г. приехал в Москву. Первое  стихотворение – «Поле» было напечатано в «Московской иллю­стрированной газете» в мае 1890 г., позднее в газете «Нижегород­ская почта» появилось стихотворение «Уральская железная дорога». В 1891 г.  в  саратовском журнале было опубликовано стихотворение «Братская помощь», а в  «Московском Театральном Вестнике» – стихотворение «Раздолье». В этом же году были напечатаны две книги Ожегова:  «Песни и стихотворения самоучки-писателя кре­стьянина Вятской губернии Нолинского уезда Мальканской волости д. Михино Ожегова Матвея Ивановича», выпущенные двадцатитысячным тиражом, и «Поля и деревни. Стихотворения М.И. Ожегова, самоучки-крестьянина Вятской губернии Нолин­ского уезда Мальканской волости деревни Михино».

С этого времени песни, стихи, романсы Ожегова стали настоль­ко популярны, что его сборники издавались и вновь переиздавались в Москве, Киеве и других городах. Ожеговым были составлены песенники «Потеряла я колечко», «Маргарита», «Пастушок», «Молодецкая кручина», «Безумная», «Звезда» и др. Стихи, песни М.И. Ожегова печатались также во многих про­винциальных журналах и газетах («Калужский Вестник», «Ярослав­ская колотушка», «Тверская колотушка»), в альманахе «Пробуждение», издаваемом в Суз­дале И.А. Назаровым.

О своих встречах с писателем Л.Н. Толстым Ожегов писал в неопубликованных письмах известному исследователю книги Н.А. Рубакину.

В статье «Наша судьба. Самообразование, литература, народ и интеллигенция в современном освещении» М.И. Ожегов  рассказал о судьбе поэтов-самоучек в России (Кольцова, Сурикова и других), судьбе неизбежно горькой, многострадальной.

В стихах поэта звучала любовь к родной деревне, был показан тяжелый крестьянский труд.

Арестованный за участие в революционном движении, он в одиночной камере написал стихотворения «Цепи», «Свидание в тринадцатом номере», «Прогулка».

В сборниках М.И. Ожегова много колоритных пейзажных сти­хотворений, где он воспевает родную природу.

Последние годы жизни Ожегов  жил в селе Перове под Москвой. Умер 10 марта 1933 г. До конца своих дней поэт складывал песни и пел их в дружес­ком кругу.


Иван Григорьевич Зыков – поэт-самоучка, всю жизнь мечтавший об образовании: «Если б было у меня… настоящее об­разование…, кажется, свел бы облака в одно место!». Он родился в деревне Ниж­ние Пленковы Истобенской волости Орловского уезда Вятской губернии в бедной крестьянской семье.

Стихи  начал писать с  1903 г. «под впечатлением горя, нужды и насмешек» и за свою жизнь сумел напечатать 4 сборника. Первый был издан в 1905 г. в городе Юрьеве. Издателем и автором вступительной статьи был земляк Зыкова Д.К. Зеленин, позднее член-корреспондент Академии наук СССР, который быстро прочитал посланные ему стихи и от­ветил: «Стихи мне ваши нравятся, и легко читаются, и нет в них ничего поддельного и измученного… Пишите больше». В 1906 г. в г. Бийске поэт издает новый сборник стихов, а в 1909 г. и в 1911 г. печатает еще 2 сборника в Вятке. Одновременно активно сотрудничает в местных газетах и журналах. В своих произведе­ниях Зыков  рисовал тяжелую долю крестьянина. Одно из замечательных его стихотворений «Песня бедняка» по своему духу и фольклорной основе напоминает русскую народную песню. С ним перекликаются стихи «Бедняк», «Мечты бедняка», «Где у бедных доля?», «Не все в городе богаты». В стихах поэта содержатся раздумья о жизни:

Где-то радость, где-то горе,

Где дерущий душу плач,

Где-то брак и счастья море,

Где-то видится палач.

Писал Зыков и очерки, и рассказы: «В вагоне (из рассказа оче­видца)», «Много погибает добра из-за бедности» «Жалостливый татарин», «Метили в ворону, а попали в корову (из народных рассказов)», «Злоумышленный по­ступок (рассказ судоходца)» и др.  Умер И. Зыков 28 марта 1924 г. в возрасте 50 лет. Похоронен в приходе села Истобенское.


Поэт Илья Иванович Павлов был известен вятской публике под псевдонимом Рыдаев. Он считал себя уржумцем, хотя родился в Вятке – его привезли в Уржум двухмесячным ре­бенком. Здесь окончил городское училище. В восемнадцать лет дебютировал стихотворением «Весна» в приложениях к «Вятским губернским ведомостям» за 1890 г. Печа­тался в газетах и журналах: «Вятский вестник», «Голос Вятки», «Нева», «Народное благо», «Рыболов-охотник». Только с 1900 по 1904 г. поместил в них не менее 50 стихотворений, а в газете «Голос Вятки» около 30 стихов. Писал Павлов былины и баллады («Добрыня Никитич», «Илья Муромец», «Сусанин» и др.). Большинство стихов Павлова посвящено вятской природе: «Привет вам, осенние светлые ночи», «Летняя мелодия», «Волшебный край», «Ночь на Вятке», «На рассвете» и др. Очень выразительно изображена вятская природа в стихотворе­нии «По родному краю»:

Несутся как вихри косматые вятки,

Свистит и гогочет ямщик-молодец;

Взлетают и падают снежные комья,

Рыдают полозья, гремит бубенец.


Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, пользовательских данных (сведения о местоположении; тип и версия ОС; тип и версия Браузера; тип устройства и разрешение его экрана; источник откуда пришел на сайт пользователь; с какого сайта или по какой рекламе; язык ОС и Браузера; какие страницы открывает и на какие кнопки нажимает пользователь; ip-адрес) в целях функционирования сайта, проведения ретаргетинга и проведения статистических исследований и обзоров. Если вы не хотите, чтобы ваши данные обрабатывались, покиньте сайт. (Требование ФЗ №152. Статья 9 "Согласие субъекта персональных данных на обработку его персональных данных").