Библиотека имени А.С. Пушкина

Соломка

Впервые соломку как промысловый материал начали использовать в Вятской губернии в XIX веке.

Первые мастера появились в Унинской волости. Они предлагали дешевые шляпки, сумки и корзинки из соломки, которые охотно раскупались как крестьянами, так и городским населением. С тех пор технология соломенного ремесла совершенствовалась, постепенно расширялся ассортимент продукции: бижутерия, вазы, игрушки, панно, подставки под горячее и т.д.

Наиболее подходящей соломкой для плетения различных изделий была ржаная соломка, которая отличалась наличием ровного стебля с длинными междоузлиями и небольшим уменьшением толщины стебля по всей длине. Несмотря на то, что стенки ржаной соломки достаточно тонкие, изделия из соломки отличаются прочностью. Для того, чтобы ржаная соломка стала пластичной, ее предварительно размачивают. Когда соломка высыхает, она, как правило, прекрасно сохраняет приданную ей форму. Этот материал для плетения может иметь самые разные оттенки, от золотистой или серебристо-зеленой до густо-желтого и красного цветов. Кроме того, ржаная соломка очень хорошо поддается окрашиванию анилиновыми красителями, ее используют не только для плетения сувенирных и бытовых изделий, но и в процессе инкрустации.

Известные сегодня многим жителям Кировской области плетеные из соломки шкатулки впервые стали изготавливать мастера из села Камешница, расположенном в Оричевском районе. Прославленной умелицей этих мест стала Валентина Григорьевна Бояринцева, которая освоила это ремесло благодаря своим родителям еще в детские годы. Богатой фантазией всегда отличалась мастерица Тамара Ивановна Кротова, которая занималась изготовлением не только плетеных из соломки шкатулок, но и самых разных фигурок. Постепенно к этому промыслу подключились и жители других близлежащих деревень — Шиховы и Коноваловщина.

Главной деталью и украшением шкатулки был круглый, объемный плетешок двух видов: потолще (для контура), потоньше (для запора-петельки и перемычек). Крышку и боковые части украшали плетеными ромбами и четырех-, шестиугольниками, в середине чуть выпуклыми. Каркас шкатулки делали из фанеры и оклеивали цветной бумагой.

В 60-е годы прошлого века были ликвидированы все промысловые кооперации, в частности, все артели. Так, мастерицы камешницкой артели стали работать в надомном цехе Кировской фабрики художественных изделий. С тех пор для плетеной соломенной шкатулки наступила новая жизнь, в частности, изменилась технология ее изготовления. Теперь каркас соломенных шкатулок стали делать в цехе деревообработки в городе Кирове, соломку отбеливали перекисью водорода с нашатырным спиртом, но не красили. Таким образом, доминировать стал естественный теплый золотистый оттенок. Сама шкатулка стала выглядеть намного роскошнее.

Золотистая камешницкая шкатулка и сегодня пользуется широким спросом.

В 90-е годы XX века мастера творческого объединения «Умелец» стали изготавливать плетеные дамские сумочки, шляпки, имеющие естественный золотистый цвет. Кроме того, выпускали здесь и декоративные панно, конфетницы, сухарницы, плетеные подставки под горячее, занавесы, сувенирные игрушки и, конечно же, шкатулки.

Сегодня в городе Кирове «соломенные традиции» продолжают мастера-умельцы «Центра народных промыслов и ремесел «Вятка».

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, пользовательских данных (сведения о местоположении; тип и версия ОС; тип и версия Браузера; тип устройства и разрешение его экрана; источник откуда пришел на сайт пользователь; с какого сайта или по какой рекламе; язык ОС и Браузера; какие страницы открывает и на какие кнопки нажимает пользователь; ip-адрес) в целях функционирования сайта, проведения ретаргетинга и проведения статистических исследований и обзоров. Если вы не хотите, чтобы ваши данные обрабатывались, покиньте сайт. (Требование ФЗ №152. Статья 9 "Согласие субъекта персональных данных на обработку его персональных данных").