Библиотека имени А.С. Пушкина

Библиотечная телеигра «Золотая рыбка»: интерес, интеллект, интуиция (1993-1995 годы)

По восточному календарю 1993 г. был Годом Черного Петуха. Но для организаторов и создателей увлекательной, азартной игры он прошел под знаком «Золотой рыбки». Именно так назывался совместный проект Кировской гостелерадиокомпании «Вятка» и ЦГБ им. А.С. Пушкина.

1993 г. был для библиотеки им. А.С. Пушкина особенным. Руководителем муниципального учреждения стала молодая, инициативная выпускница Московского института культуры Т.А. Ившина. Жизнь закипела: новые отделы в структуре библиотеки, встречи с писателями, поэтами, актерами, дискуссионные клубы…

Но хотелось еще и громко, на весь город заявить о себе. И вот – идея: телевизионное литературное шоу организует и проводит библиотека. Библиотека носит имя А.С. Пушкина, значит, и атрибутика должна быть пушкинской: название – «Золотая рыбка», волчок на игровой стол – в виде Черномора со стрелой – специально для игры был сделан на местной фабрике «Идеал», особые игровые сектора – «Разбитое корыто» (все набранные очки сгорают), «Пиковая дама» (игрок берет одну из предложенных карт – каждая с особым значением: тройка, семерка, туз, пиковая дама).

Игра проходила за круглым игровым столом, разделенном на 12 секторов, где лежали конверты с вопросами и тремя вариантами ответов. Проходило три тура с тремя игроками, выигравший в каждом из туров участник шел на заключительный – четвертый раунд.

Пока игроки выбирали правильный ответ, зрители тоже не скучали: участвовали в «Сладкой лотерее», угадывали «Книгу в «черной» обложке».

Игра снималась почти ежемесячно в течение 1993-1995 гг., а количество желающих принять в ней участие не уменьшалось, хотя происходил жесткий отбор. В газетах «Вятская речь», «Вятский край» публиковались занимательные вопросы для желающих принять участие в «Золотой рыбке», нужно было дать на них ответ, написать творческую заявку, только тогда зритель получал возможность встать за игровой стол.

Всеми организационными вопросами занимался творческий коллектив «Игра», состоящий из библиотекарей ЦГБ им. А.С. Пушкина. А все, что делается библиотекарем, делается тщательно: разработали Положение об игре, на год вперед определяли тематику игр, с увлечением составляли головоломные вопросы; искали спонсоров, предоставляющих призы.

Надо сказать, что призы были не пустяковыми: меховые изделия фабрики «Белка» и бытовая техника, дымковские игрушки и даже сантехника, и, конечно, книги.

Девизом игры не случайно были взяты три слова: интерес, интеллект, интуиция.

Участникам игры необходимо было обладать всеми этими тремя качествами. Вот лишь несколько тем, по которым предлагались вопросы: «Все о Пушкине», «Памяти Чайковского», «Край наш Вятский». К праздничным датам готовили специальные программы: «Рождественские игры», «Добры молодцы» – февральская игра для мужчин, «Красны девицы» – мартовская – для женщин, «Юморина» – в апреле, «У новогодней елки» – для детей. Были игры семейные и для коллективов – телерадиокомпании «Вятка» и Кировского драмтеатра.

Непросто было участникам игры выбрать правильный ответ на заданный вопрос.

Собственно, целью литературного телешоу была не только «организация досуга», но и «пропаганда книги и чтения». Вопросы составлялись на знание литературных и музыкальных произведений, особенностей вятской культуры и традиций. Темы игр объявлялись заранее, поэтому многие особенно старательные зрители готовились, изучали литературу, читали художественные произведения. Надо ли говорить, как выросло число посетителей библиотеки.

Просто угадать было невозможно, желательно было знать ответ на предложенный вопрос. Например:

– «О ком писал А.С. Пушкин: «Его стихов пленительная сладость / Пройдет веков завистливую даль»? – о В.А. Жуковском, – о М.В. Ломоносове, – о Г.Р. Державине;

– «О каком из портретов А.С. Пушкин сказал: “Себя, как в зеркале, я вижу / Но это зеркало мне льстит»? – о портрете О.А. Кипренского, – П.Ф. Соколова, – В.А. Тропинина;

– «Как известно, на листах рукописей А.С. Пушкина часто встречались женские профили. В каком головном уборе чаще всего поэт изображал своих героинь?» – шаль, – чепец.

Каким азартом блестели глаза участников, как радовались они выигрышу, ликовали, получив приз, чуть не плакали у «Разбитого корыта»…

А организаторы радовались и огорчались с каждым участником. Хотелось, чтобы выигрывали все, и, действительно, без поощрительного приза никто не уходил.

Что нам дал этот оригинальный библиотечно-телевизионный проект? О нас узнали, о нас стали говорить, нас стали показывать по телевизору – и не просто в конце новостных передач, а в часовой программе.

Это был один из наших первых шагов к тому, чтобы заявить о библиотеке им. А.С. Пушкина как культурном феномене, культурном объекте с высоким творческим потенциалом, что и было продемонстрировано на протяжении последующих лет.

Е.Г. Русских

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, пользовательских данных (сведения о местоположении; тип и версия ОС; тип и версия Браузера; тип устройства и разрешение его экрана; источник откуда пришел на сайт пользователь; с какого сайта или по какой рекламе; язык ОС и Браузера; какие страницы открывает и на какие кнопки нажимает пользователь; ip-адрес) в целях функционирования сайта, проведения ретаргетинга и проведения статистических исследований и обзоров. Если вы не хотите, чтобы ваши данные обрабатывались, покиньте сайт. (Требование ФЗ №152. Статья 9 "Согласие субъекта персональных данных на обработку его персональных данных").