Библиотека имени А.С. Пушкина

ИНФОРМАЦИОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ ДЕТЕЙ

МАТЕРИАЛ ПОДГОТОВИЛ АСПИРАНТ КАФЕДРЫ ЖУРНАЛИСТИКИ И ИНТЕГРИРОВАННЫХ КОММУНИКАЦИЙ ВЯТСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА ЛАУТ НИКИТА АНДРЕЕВИЧ


ПАМЯТКА ПО ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ  ДЕТЕЙ

ОСНОВНЫЕ НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ АКТЫ, РЕГЛАМЕНТИРУЮЩИЕ ИНФОРМАЦИОННУЮ БЕЗОПАСНОСТЬ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ

Конституция Российской Федерации.

Федеральный закон РФ от 29.12.2010 N 436-ФЗ “О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию”.

Федеральный закон РФ от 26.07.2017 № 187-ФЗ “О безопасности критической информационной инфраструктуры Российской Федерации”.

Федеральный закон РФ от 29.12.2012 № 273-ФЗ “Об образовании в Российской Федерации”.

Федеральный закон РФ от 27.04.1998 № 124-ФЗ “Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации”.

Федеральный закон РФ от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ “Об информации, информационных технологиях и о защите информации”.

Федеральный закон РФ от 27.07.2006 № 152-ФЗ “О персональных данных”.

Федеральный закон РФ от 28.12.2010 № 390-ФЗ “О безопасности”.

Федеральный закон РФ от 24.07.1998 N 124-ФЗ “Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации”.

Доктрина информационной безопасности Российской Федерации.

Определение термина «информационная безопасность детей» содержится в Федеральном законе № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию», регулирующим отношения, связанные с защитой детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию. Согласно данному закону «информационная безопасность детей» – это состояние защищенности, при котором отсутствует риск, связанный с причинением информацией вреда их здоровью и (или) физическому, психическому, духовному, нравственному развитию.

Согласно ФЗ № 436-ФЗ информацией, причиняющей вред здоровью и (или) развитию детей, является:

  1. информация, запрещенная для распространения среди детей;
  2. информация, распространение которой ограничено среди детей определенных возрастных категорий.

ПАМЯТКА ПО БЕЗОПАСНОМУ ЧТЕНИЮ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ, БИБЛИОТЕКАРЕЙ И ПЕДАГОГОВ

Все взрослые хотят, чтобы подрастающее поколение выросло не только успешным, но и счастливым, оптимистичным и смело смотрящим в будущее, а их дети были умными и добрыми, заботливыми и отзывчивыми, честными и думающими. Такие качества всегда помогала развивать в детях хорошая детская книга. «Переводчица с детского» Агния Барто    писала:  «Детям нужна вся гамма чувств, рождающих человечность».

Современная книжная продукция – яркая, красочная, с привлекательным «фасадом» и блестящим, талантливым оформлением не всегда соответствует нашим ожиданиям. Некоторые книжки написаны плохим языком, а их содержание может причинить детям моральный вред, создать психологический дискомфорт, вызвать страх, тревожность и даже «продвинуть», говоря научным языком, деструктивные модели поведения среди читателей младшего школьного возраста. Все мы знаем, что эта категория читателей отличается эмоциональной отзывчивостью, языковой наблюдательностью, чуткостью к слову, готовностью к игре, восприимчивостью, дружелюбным настроем в общении…

Важно учесть, что зачастую такие книги могут иметь возрастную маркировку, например «0+», что не соответствует фактическому содержанию.

Научная и педагогическая общественность, библиотечные работники и просто родители пытаются противостоять угрозам и рискам «незащищенного» чтения в цифровой среде и не только, предупредить вредное воздействие агрессивной массовой культуры в медиапродуктах, потребляемых детьми. Заметим, что такие книги можно встретить не только в магазинах, но и в детских государственных библиотеках.

Как распознать книги, способные навредить формирующейся личности младшему школьнику, его личностной системе ценностей, внутренним убеждениям, взглядам на мир, да и будущему жизненному пути?

Сегодня мы предлагаем вам ознакомиться с рядом признаков «новой детской литературы» в ее наиболее опасном для личности читателя варианте:

 ДЕТСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ – ЗАБОТА ВЗРОСЛЫХ!

 ПРИЗНАКИ ДЕТСКИХ КНИГ С ДЕСТРУКТИВНЫМ КОНТЕНТОМ, НЕ РЕКОМЕНДУЕМЫХ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКАМ

  1. Провокационное название книги (например, «Все это делают»).
  2. Провокационное название серии, в которой вышла книга (например, «Дети против взрослых»).
  3. Провокационный дизайн.
  4. Использование жаргона и сленга в тексте книжной аннотации и/или самой книги.
  5. Книга содержит следующие содержательные признаки:
  • полное отсутствие назидательности
  • оспаривание авторитета взрослых (родителей и педагогов)
  • демонстрация девиантных форм поведения – поведения, опасного для жизни и здоровья (употребление алкоголя, курение, правонарушения, ранняя половая жизнь, ложь и т.д.)
  • высмеивание или очернение ценностей семьи, родственных отношений
  • культивирование праздного образа жизни
  • внушение мыслей о возможности избежать трудности и достичь своей цели легким путем
  • нетрадиционные сексуальные отношения
  • сексуально-просветительский контент
  • размытость представлений о добре и зле, победу зла над добром, безнаказанность отрицательных героев
  • агрессивное поведение главных героев по отношению к другим живым организмам (в том числе в юмористической форме);
  • излишний натурализм (например, излишне подробное описание любых физиологических процессов)

Только наше внимательное и неравнодушное отношение к ребенку-читателю и ясное понимание угроз и рисков для личности при чтении книг, включающих один или несколько таких признаков, позволят реализовать заботу о медиабезопасности читателя-младшего школьника, а по сути, о будущем страны и населяющих ее людей.


Рекомендательный список полезных и безопасных веб-ресурсов  для детей младшего школьного возраста и их родителей

1. Сайт некоммерческого социального проекта Домен.ДЕТИ фонда «Разумный интернет»: https://интернет.дети/about/fond/

Качественный, интересный и безопасный развлекательный контент

2. Сайт «На благо мира. Премия за доброту в искусстве»: https://nablagomira.ru/tags/dobrye-detskie-proizvedeniya

Видеоматериалы «Добрые детские произведения» конкурсантов.

3. Сайт «Растим читателя» Ассоциации деятелей культуры, искусства и просвещения по приобщению детей к чтению: https://rastimchitatelya.ru/blagotvoritelnyj-proekt-chitajte-s-nami/chitajte-s-nami-onlajn

Проект «Читайте с нами!» (Видеоматериалы, в которых российские актеры читают отрывки из своих любимых детских произведений)

4. Сайт главной детской библиотеки России «Российская государственная детская библиотека»: http://detionline.com

Иллюстрированные рекомендательные каталоги в сервисе «Библиогид»

5. Канал Российской государственной детской библиотеки на «YouTube»: https://www.youtube.com/channel/UCiWsCZXsHUtqvhzrv3UAp7w.

Обзоры новых детских книг, буктрейлеры, познавательные проекты.

6. Материалы Российской государственной библиотеки в «ТикТок»: https://www.tiktok.com/@nationallibraryofrussia

Короткие видео-рассказы о российской литературе, истории, традициях, культуре.

7. Проект Российской государственной детской библиотеки «ВебЛандия – лучшие сайты для детей»: http://web-landia.ru.

Удобная и красочная база данных всевозможных детских сайтов.

8. Сайт Центральной городской детской библиотеки им. А.П. Гайдара г. Москвы: http://irbis.gaidarovka.ru/

Аннотированный «Интерактивный каталог для детей 8-10 лет»

9. Проект «Все для детей»: https://allforchildren.ru.

Полезный медиаконтент для отдыха и развития.

10. Сайт «Детские электронные презентации и клипы»: http://viki.rdf.ru/

Полезный медиаконтент для детского отдыха и развития.

11. Сайт Кировской областной библиотеки для детей и юношества им. А.С. Грина: https://bibliotekagrina.ru/book-compass/

Иллюстрированный тематический каталог «Книжный компас»

12. Сайт Центральной городской библиотеки им. А.С. Пушкина, г. Киров:

http://www.pushkin-vyatka.ru/детская-полка

Иллюстрированный каталог «Детская полка» в сервисе «Книжные новинки»

13. Книжные новинки библиотеки для детей и юношества им. Альберта Лиханова, г. Киров: http://lihanovlib.ru/new.htm

Сервис «Библиотекарь рекомендует»

14. Сайт, посвященный А.С. Пушкину: http://www.as-pushkin.ru/

Биография и творчество великого русского поэта и писателя

 Сайт, посвященный А.А. Лиханову: https://albertlikhanov.com/

Биография и творчество известного детского писателя и общественного деятеля

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, пользовательских данных (сведения о местоположении; тип и версия ОС; тип и версия Браузера; тип устройства и разрешение его экрана; источник откуда пришел на сайт пользователь; с какого сайта или по какой рекламе; язык ОС и Браузера; какие страницы открывает и на какие кнопки нажимает пользователь; ip-адрес) в целях функционирования сайта, проведения ретаргетинга и проведения статистических исследований и обзоров. Если вы не хотите, чтобы ваши данные обрабатывались, покиньте сайт. (Требование ФЗ №152. Статья 9 "Согласие субъекта персональных данных на обработку его персональных данных").