МАТЕРИАЛ ПОДГОТОВИЛ АСПИРАНТ КАФЕДРЫ ЖУРНАЛИСТИКИ И ИНТЕГРИРОВАННЫХ КОММУНИКАЦИЙ ВЯТСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА ЛАУТ НИКИТА АНДРЕЕВИЧ
ПАМЯТКА ПО ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ДЕТЕЙ
ОСНОВНЫЕ НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ АКТЫ, РЕГЛАМЕНТИРУЮЩИЕ ИНФОРМАЦИОННУЮ БЕЗОПАСНОСТЬ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ
Конституция Российской Федерации.
Федеральный закон РФ от 29.12.2010 N 436-ФЗ “О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию”.
Федеральный закон РФ от 26.07.2017 № 187-ФЗ “О безопасности критической информационной инфраструктуры Российской Федерации”.
Федеральный закон РФ от 29.12.2012 № 273-ФЗ “Об образовании в Российской Федерации”.
Федеральный закон РФ от 27.04.1998 № 124-ФЗ “Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации”.
Федеральный закон РФ от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ “Об информации, информационных технологиях и о защите информации”.
Федеральный закон РФ от 27.07.2006 № 152-ФЗ “О персональных данных”.
Федеральный закон РФ от 28.12.2010 № 390-ФЗ “О безопасности”.
Федеральный закон РФ от 24.07.1998 N 124-ФЗ “Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации”.
Доктрина информационной безопасности Российской Федерации.
Определение термина «информационная безопасность детей» содержится в Федеральном законе № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию», регулирующим отношения, связанные с защитой детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию. Согласно данному закону «информационная безопасность детей» – это состояние защищенности, при котором отсутствует риск, связанный с причинением информацией вреда их здоровью и (или) физическому, психическому, духовному, нравственному развитию.
Согласно ФЗ № 436-ФЗ информацией, причиняющей вред здоровью и (или) развитию детей, является:
- информация, запрещенная для распространения среди детей;
- информация, распространение которой ограничено среди детей определенных возрастных категорий.
ПАМЯТКА ПО БЕЗОПАСНОМУ ЧТЕНИЮ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ, БИБЛИОТЕКАРЕЙ И ПЕДАГОГОВ
Все взрослые хотят, чтобы подрастающее поколение выросло не только успешным, но и счастливым, оптимистичным и смело смотрящим в будущее, а их дети были умными и добрыми, заботливыми и отзывчивыми, честными и думающими. Такие качества всегда помогала развивать в детях хорошая детская книга. «Переводчица с детского» Агния Барто писала: «Детям нужна вся гамма чувств, рождающих человечность».
Современная книжная продукция – яркая, красочная, с привлекательным «фасадом» и блестящим, талантливым оформлением не всегда соответствует нашим ожиданиям. Некоторые книжки написаны плохим языком, а их содержание может причинить детям моральный вред, создать психологический дискомфорт, вызвать страх, тревожность и даже «продвинуть», говоря научным языком, деструктивные модели поведения среди читателей младшего школьного возраста. Все мы знаем, что эта категория читателей отличается эмоциональной отзывчивостью, языковой наблюдательностью, чуткостью к слову, готовностью к игре, восприимчивостью, дружелюбным настроем в общении…
Важно учесть, что зачастую такие книги могут иметь возрастную маркировку, например «0+», что не соответствует фактическому содержанию.
Научная и педагогическая общественность, библиотечные работники и просто родители пытаются противостоять угрозам и рискам «незащищенного» чтения в цифровой среде и не только, предупредить вредное воздействие агрессивной массовой культуры в медиапродуктах, потребляемых детьми. Заметим, что такие книги можно встретить не только в магазинах, но и в детских государственных библиотеках.
Как распознать книги, способные навредить формирующейся личности младшему школьнику, его личностной системе ценностей, внутренним убеждениям, взглядам на мир, да и будущему жизненному пути?
Сегодня мы предлагаем вам ознакомиться с рядом признаков «новой детской литературы» в ее наиболее опасном для личности читателя варианте:
ДЕТСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ – ЗАБОТА ВЗРОСЛЫХ!
ПРИЗНАКИ ДЕТСКИХ КНИГ С ДЕСТРУКТИВНЫМ КОНТЕНТОМ, НЕ РЕКОМЕНДУЕМЫХ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКАМ
- Провокационное название книги (например, «Все это делают»).
- Провокационное название серии, в которой вышла книга (например, «Дети против взрослых»).
- Провокационный дизайн.
- Использование жаргона и сленга в тексте книжной аннотации и/или самой книги.
- Книга содержит следующие содержательные признаки:
- полное отсутствие назидательности
- оспаривание авторитета взрослых (родителей и педагогов)
- демонстрация девиантных форм поведения – поведения, опасного для жизни и здоровья (употребление алкоголя, курение, правонарушения, ранняя половая жизнь, ложь и т.д.)
- высмеивание или очернение ценностей семьи, родственных отношений
- культивирование праздного образа жизни
- внушение мыслей о возможности избежать трудности и достичь своей цели легким путем
- нетрадиционные сексуальные отношения
- сексуально-просветительский контент
- размытость представлений о добре и зле, победу зла над добром, безнаказанность отрицательных героев
- агрессивное поведение главных героев по отношению к другим живым организмам (в том числе в юмористической форме);
- излишний натурализм (например, излишне подробное описание любых физиологических процессов)
Только наше внимательное и неравнодушное отношение к ребенку-читателю и ясное понимание угроз и рисков для личности при чтении книг, включающих один или несколько таких признаков, позволят реализовать заботу о медиабезопасности читателя-младшего школьника, а по сути, о будущем страны и населяющих ее людей.
Рекомендательный список полезных и безопасных веб-ресурсов для детей младшего школьного возраста и их родителей
1. Сайт некоммерческого социального проекта Домен.ДЕТИ фонда «Разумный интернет»: https://интернет.дети/about/fond/
Качественный, интересный и безопасный развлекательный контент
2. Сайт «На благо мира. Премия за доброту в искусстве»: https://nablagomira.ru/tags/dobrye-detskie-proizvedeniya
Видеоматериалы «Добрые детские произведения» конкурсантов.
3. Сайт «Растим читателя» Ассоциации деятелей культуры, искусства и просвещения по приобщению детей к чтению: https://rastimchitatelya.ru/blagotvoritelnyj-proekt-chitajte-s-nami/chitajte-s-nami-onlajn
Проект «Читайте с нами!» (Видеоматериалы, в которых российские актеры читают отрывки из своих любимых детских произведений)
4. Сайт главной детской библиотеки России «Российская государственная детская библиотека»: http://detionline.com
Иллюстрированные рекомендательные каталоги в сервисе «Библиогид»
5. Канал Российской государственной детской библиотеки на «YouTube»: https://www.youtube.com/channel/UCiWsCZXsHUtqvhzrv3UAp7w.
Обзоры новых детских книг, буктрейлеры, познавательные проекты.
6. Материалы Российской государственной библиотеки в «ТикТок»: https://www.tiktok.com/@nationallibraryofrussia
Короткие видео-рассказы о российской литературе, истории, традициях, культуре.
7. Проект Российской государственной детской библиотеки «ВебЛандия – лучшие сайты для детей»: http://web-landia.ru.
Удобная и красочная база данных всевозможных детских сайтов.
8. Сайт Центральной городской детской библиотеки им. А.П. Гайдара г. Москвы: http://irbis.gaidarovka.ru/
Аннотированный «Интерактивный каталог для детей 8-10 лет»
9. Проект «Все для детей»: https://allforchildren.ru.
Полезный медиаконтент для отдыха и развития.
10. Сайт «Детские электронные презентации и клипы»: http://viki.rdf.ru/
Полезный медиаконтент для детского отдыха и развития.
11. Сайт Кировской областной библиотеки для детей и юношества им. А.С. Грина: https://bibliotekagrina.ru/book-compass/
Иллюстрированный тематический каталог «Книжный компас»
12. Сайт Центральной городской библиотеки им. А.С. Пушкина, г. Киров:
http://www.pushkin-vyatka.ru/детская-полка
Иллюстрированный каталог «Детская полка» в сервисе «Книжные новинки»
13. Книжные новинки библиотеки для детей и юношества им. Альберта Лиханова, г. Киров: http://lihanovlib.ru/new.htm
Сервис «Библиотекарь рекомендует»
14. Сайт, посвященный А.С. Пушкину: http://www.as-pushkin.ru/
Биография и творчество великого русского поэта и писателя
Сайт, посвященный А.А. Лиханову: https://albertlikhanov.com/
Биография и творчество известного детского писателя и общественного деятеля