Библиотека имени А.С. Пушкина

«Культурные практики как основа творческого развития личности» (из опыта муниципальных библиотек города Кирова)

Один из аспектов информационно-культурно-образовательной деятельности библиотеки, обслуживающей подрастающее поколение, – содействие интеллектуальному развитию, расширению сферы делового чтения (хотя это только часть интеллектуального чтения) детей и молодежи.

Исследователи чтения выделяют, как известно, три вида:

– свободное (досуговое) – когда человек читает «для себя» из внутренней потребности;

– деловое – для цели образования, повышения квалификации, сдачи экзамена и др.;

– пограничное, то есть чтение, рекомендованное кем-то, но предполагающее возможность выбора.

Деловое чтение обеспечивает определенный образовательный и культурный уровень, прививает навыки работы с научной, научно-популярной книгой, навыки поиска и переработки информации. Именно в сфере делового чтения актуальна дидактическая установка научить учиться. Умение учиться не дано личности изначально.

Деловое чтение имеет тенденции, характерные для развития образования, культуры и профессиональной подготовки в целом. Оно предполагает сделать выбор: что читать и как читать, как относиться к прочитанному. Для делового чтения важно также соблюдение правила аутентичности содержания, то есть человек должен быть приучен судить о тексте по самому тексту, а не по его переложению. Деловое чтение предусматривает умение и привычку пользоваться современными информационно-поисковыми системами. Именно поэтому оно является составной частью современного информационно-культурного пространства.

Основными организаторами делового чтения являются учреждения, входящие в информационное культурно-образовательное пространство – школа и библиотека. Наверное, не будет преувеличением сказать, что 90 % обращений школьников в библиотеку с конкретным запросом относится к сфере делового чтения.

А учитывая, что доля читателей кировских муниципальных библиотек до 24 лет составляет 66% (37 800 человек – до 14 лет и 33 600 – от 15 до 24 лет), можно смело сказать: библиотеки – полноправные партнеры учреждений образования.

Библиотекарь помогает юному читателю в овладении способами поиска, переработки и усвоения деловой информации, в организации процессов самоообразования, овладении техникой интеллектуального труда.

Основная деятельность библиотеки строится по целевым программам, направленным на включение ребенка в творческий процесс развития без назидательности и принуждения.

Три блока долгосрочных целевых программ охватывают практически все социально-культурные направления:

1 блок: «Библиотека – центр информации».

2 блок целевых программ: «Воспитание гражданской позиции», куда входят программы:

– «Верю в Россию»: патриотическое воспитание.

– «Кодекс гражданина»: правовое просвещение и помощь в социальной адаптации.

– «Пока не высушен родник»: пропаганда экологической грамотности.

3 блок программ: «Содействие нравственному, духовному и эстетическому воспитанию», в рамках которого реализуются программы:

– «Воспитание души»: формирование нравственности.

– «Прекрасное пробуждает доброе»: эстетическое воспитание.

– «Человек читающий»: популяризация книги и чтения.

Развитие информационной культуры является традиционной составляющей работы библиотек. Наиболее распространенная форма – экскурсии по библиотеке, в рамках которых посетителям сообщается много важной информации, проводятся библиографические и библиотечные уроки. При этом методы проведения этих мероприятий чрезвычайно разнообразны: от театрализованных экскурсий и игровых уроков, на которых библиотекари знакомят малышей с Царством Книги, до информационно-библиографических викторин – для подростков и молодежи.

Для знакомства читателей со справочно-библиографическим аппаратом библиотеки выпускают информационные закладки и памятки. Помогая юным читателям ориентироваться в фонде, библиотекари издают библиографические указатели, основная задача которых – предложить лучшее, пробудить познавательный интерес к книге, чтению, серьезной литературе, помочь выбору, осмыслению и усвоению прочитанного. В прошедшем году особой популярностью у читателей пользовались такие библиографические пособия как указатель «Мужественны и прекрасны», позволяющий получить представление о феномене женского участия в Великой Отечественной войне, «Образ учителя в художественной литературе». К юбилею А.П. Чехова был издан указатель «Доктор Чехов», в котором был собран материал о деятельности Чехова-врача, а также о тех произведениях писателя, где героями были врачи. Для педагогов в рамках пропаганды ЗОЖ было подготовлено несколько рекомендательных списков: «Дети и компьютер», «Здоровьесберегающие технологии в школе», «Физическая культура в школе», «Здоровье учителя».

В последнее время получили широкое распространение различные курсы обучения проектной деятельности. Спрос на них, особенно среди старшеклассников, очень велик, поэтому актуальным для педагогов, по нашему мнению, может быть указатель литературы «Проектная деятельность в школе».

Фактором, резко сокращающим время поиска информации, становятся современные компьютерные технологии. Электронный каталог, начало которому было положено в наших библиотеках еще в 1993 г., содержит сегодня более 70 000 записей; мало того, электронные базы данных на главы из книг, на статьи периодических изданий предполагают достаточно полный анализ всей содержащейся в библиотеке информации. Таким образом, время тратится только на содержательную работу с книгой, на проникновение в идеи источников, на их осмысление.

Кафедра детской литературы Челябинской государственной академии культуры и искусства провела исследование «Читающий подросток в фокусе разнообразных представлений» (Аскарова В.Я., Сафонова Н.К.Читающий подросток в фокусе разнообразных представлений // http://www.library.ru/1/sociolog/text/article.php?a_uid=270).

Подростки и литература – эта тема сегодня навевает тревожные размышления, поскольку чтение в жизни современных подростков присутствует незначительно. Сами подростки признают, что читают «редко и мало», «только по необходимости». Любопытно, что, мотивируя свое охлаждение к читательской деятельности, подростки апеллируют к понятию «мода»: «чтение стало не модно», «старые книги становятся немодными», «сейчас это уже не в моде», «идет поколение компьютеров». Подростки тяготятся чтением как занятием трудным, требующим слишком больших усилий: «читать трудно и долго», «читать долго и лень», «не хочется париться над книгами». Подростки охотно идентифицируют себя с «фанатом улицы», «подростком в Сети», «девочкой-мальчиком с плеером», «телеманом» и крайне редко – с «книгочтеем».

Роль «интересных книг» в читательской практике современных подростков выполняют эрзацы – многочисленные серийные книжные поделки с нагромождением «интересных ситуаций», легким, «понятным» языком, узнаваемыми типами героев, налетом непритязательного комизма и непременным счастливым концом. Первые места в рейтинговой таблице подростков занимают – Д. Ролинг, Д. Емец, Д. Донцова, С. Лукьяненко, Е. Матвеева, Ф. Паскаль, книги по фильму «Зачарованные», бесконечные «детские детективы», «страшилки» и т. д.

Среди основных причин, вызвавших кризис чтения, исследователи называют изменение содержания семейного досуга, характера внутрисемейного общения, разрыв межпоколенческих связей. Массовый уход взрослого населения от книги девальвировало её в глазах детей. Подростки утверждают: «родители читают меньше нас», «не разбираются в литературе», «не покупают нам книги», а главное, – «не могут объяснить своими словами, зачем читать книги».

К сожалению, результаты исследования не позволяют сделать вывод о стимулирующем воздействии школы. Подростки крайне редко видят в педагоге как трансляторе книжной культуры человека, чей читательский опыт представляет интерес.

Чтение могло бы занять не последнее место в пока еще очень слабо развитой системе общественных ценностей современного российского общества, если объединить усилия всех его культурных составляющих: образование – культура – СМИ и проч.

Не случайно одной из самых значимых целевых программ кировских муниципальных библиотек является программа «Человек читающий», цель которой: раскрыть перед читателем весь многообразный мир художественной литературы и доставить читателю радость чтения (именно так сформулирована миссия наших муниципальных библиотек).

И здесь библиотекари находят самые разные формы и методы.

В библиотечной работе всегда придавалось большое значение принципу наглядности. Книжно-иллюстративные выставки решают не только информационные задачи, но и развивают, воспитывают читателя, направляют его чтение.

Дети с удовольствием брали книги с таких выставок, как : «Читаем в школе, читаем дома, читаем везде!» (яркие новые книги для младших школьников); «Папа, мама, я и школа» (книги, посвященные школьной тематике); «Там, на неведомых дорожках…» (на которой сказочные жители – Динозаврик и Бабочка – звали юных читателей в таинственный мир фантастики и приключений). Большое оживление детворы вызвала выставка-викторина «Сказочные родители». Сами «сказочные родители» были оформлены в виде бумажных игрушек с вопросами. Задача детей была узнать, какой это герой-родитель и из какой он сказки.

Юбилейные литературные даты – прекрасный повод акцентировать внимание юных читателей на классической литературе. 2010 г. был, как вы помните, юбилейным годом А.П. Чехова. На примере этого юбилея можно ознакомиться с опытом самых различных культурных практик в деятельности библиотеки.

В последнее время библиотекари стали активно внедрять в библиотечные обзоры элементы видепрезентаций. Успешно практикуются беседы с использованием электронных ресурсов: например, видео-презентация «Пёстрые рассказы А.П. Чехова», после которой дети активно берут книги писателя.

Театрализация – еще одна находка библиотекарей, способствующая возникновению интереса к классике. Например, литературный час с медиапрезентацией «И творчество безбрежное, как жизнь…», посвященный творчеству А.П. Чехова. Оформление зала располагало к спокойному проникновенному разговору: столик, покрытый скатертью, освещение – настольная лампа. Библиотекарь в ходе мероприятия приводила многочисленные примеры из своей жизни и из жизни известных людей о том, как творчество А.П. Чехова стало одним из главных литературных пристрастий, стало стержнем, на который нанизывались другие литературные впечатления. Школьники узнали о самых разных гранях личности великого писателя: колоссальной энергии и работоспособности, хлебосольстве и гостеприимстве, о том, как он служил Отечеству – строил школы и дороги, открывал библиотеки, лечил людей.

Знакомство с классиком через значимую личность – психологическая форма воздействия, которая используется не только библиотеками, но и средствами массовой информации. Для старшеклассников была организована очень интересная и познавательная встреча с членом Союза писателей, краеведом, председателем Вятского Шаляпинского общества Т.К. Николаевой. Она рассказала о зарождении интереса к творчеству А.П. Чехова еще в школе, представила свою книгу «А.П. Чехов и вятская земля», в которой прослеживает связи писателя с нашими земляками: В.М. Васнецовым, Ф.И. Шаляпиным.

В одной из библиотек литературный час «Наследие его жизни» сопровождался медиаобзором произведений А.П.Чехова и инсценировкой рассказа «Лошадиная фамилия».

Параллели между классической и современной литературой – перспективное направление, удачно опробованное библиотекой. Книгу Г. Щербаковой «Яшкины дети» (перефраз чеховских рассказов) предлагали читателям вместе с аналогичными чеховскими рассказами. Читатели с удовольствием перечитывали, сравнивали. Активное обсуждение шло среди учителей литературы.

130-летие А.С.Грина стало в 2010 г. значимым событием для нашего города, событием, которое также стимулировало активность библиотек.

Для подростков была организована творческая мастерская «Я читаю Грина». После прослушивания аудиозаписи произведений писателя дети выражали свое впечатление в рисунках. В рамках литературного часа «По страницам рассказов А.С.Грина» была показана медиапрезентация «По Гриновским местам Вятки», кадры из фильмов «Алые паруса», «Бегущая по волнам».

Внеклассный урок литературы оказался настолько захватывающим и неожиданным даже для педагога-филолога, что после мероприятия она воскликнула: «Потрясающе! Я и не думала, что творчество Грина можно рассматривать с такой точки зрения». На этом литературном часе «Вечные ценности в творчестве А.Грина» писатель А. И. Смоленцев на примере самого известного произведения А. Грина – феерии «Алые паруса» убедительно раскрыл евангельскую истину: «По вере вашей да будет вам».

Книжные праздники, которые проводятся в марте в Неделю детской и юношеской книги, стимулируют познавательную активность детей, поэтому к этим дням библиотеки вместе со школами начинают готовиться задолго до весенних каникул. Все библиотеки стремятся разработать свой сценарий на каждый день Недели.

Неделя детской книги в библиотеке им. Л.В.Дьяконова прошла под девизом «Круглый год с книжкой подмышкой» и имела название «Суперчитатель-2010», в ней приняло участие более 200 детей, 48 человек записалось в библиотеку вновь.

1 день: « Эта старая, старая сказка» – КВН по сказкам А.С. Пушкина;

2 день: «День книжных новинок» – праздник новой книги. Всем читателям, пришедшим в этот день в библиотеку, были подарены закладки о библиотеке;

3 день: «Серебряные строки золотым пером» – конкурс чтецов, приняло участие более 60 детей;

4 день: «День любимого читателя» – мини-конкурсы, викторины, литературные мини-игры, посвященные книге и чтению для всех посетителей библиотеки;

5 день: «Круглый год с книжкой подмышкой» – большой литературный праздник для победителей конкурсов и активистов библиотеки.

«Сюрпризы Книжкиной недели» – так назывался цикл мероприятий в библиотеке им. М.Е. Салтыкова-Щедрина: это праздник «Библиопарад детских книжек», игровая программа «Вот тебе моя рука», традиционная акция «Читающий кроха». Каждый день в течение этой недели проходили обзоры книг: «Зелёные книжки» (книги о природе), «Умные книжки» (энциклопедии в бумажном и электронном вариантах), «Весёлые книжки» (юмористические произведения), «Классные книжки» (произведения, наиболее популярные читателями нашей библиотеки).

Театрализованный праздник «Алиса в стране книжных чудес» в библиотеке им. А.М.Васнецова был посвящен книгам-юбилярам. Ребята встретились с любимыми персонажами: Алисой, Незнайкой, Карлсоном, которые приготовили для ребят литературные конкурсы, а в конце праздника все дружно чествовали лучших читателей детского отдела и вручили им небольшие подарки.

В библиотеке им. Е.Д.Петряева в программу Недели детской и юношеской книги вошел День Франции с литературными играми по французским сказкам, книжной выставкой «Добрый мир чудесных сказок», игрой-путешествием «Фантастический мир Жюля Верна».

В работе детского отдела библиотеки им. Б.А.Порфирьева были использованы забытые формы работы – громкие чтения и чтение по ролям. Мероприятие «Вместе весело читать» очень понравилось детям. Они читали вслух по очереди забавные рассказы Н.Носова, В.Голявкина.

Наиболее сложной, трудоемкой, но и эффективной формой среди культурных практик воспитания читателя является читательская конференция, которые практикуются уже не так часто именно из-за своей организационной сложности.

Вот уже четвертый год в ЦГБ им. А.С. Пушкина во Всемирный день книги и авторского права (23 апреля) проводятся юношеские читательские конференции.

В 2010 г. она называлась «PRO-чтение».

Ведущий предложил участникам отойти от строгих канонов и назвать мероприятие не конференция, а Детсовет по аналогии с Педсоветом, тем самым подчеркнув важность детского мнения для взрослых. Темой обсуждения была выбрана «Школа – это маленькая жизнь»; участники конференции основывали свои мнения опираясь на книги Л. Симоновой «Круг», Е. Мурашовой «Класс коррекции», А. Гавальды «35 кило надежды» и др.

Демонстрируя современный подход к художественному тексту, воспитанники «Детского театра 28» показали видеоролик, созданный ими после прочтения книги Ю. Сотника «Эта ужасная улица».

В конце конференции были ее участники разработали памятки: «Как наладить отношения с учителем», «Как стать понимающим родителем», «Как наладить отношения с учеником».

Самой массовой формой среди мероприятий, направленных на воспитание культуры чтения, являются литературные конкурсы.

В библиотеке им. М.Е. Салтыкова-Щедрина в течение полугода в сотрудничестве с ЗАО «Вятка-Роспечать» проходил конкурс творчества «Моя любимая буква». Участники конкурса (дети и взрослые) мастерили буквы из самых разных материалов. Лучшей была признана работа О.А. Нориной «Буква «О» в семействе лебедей», выполненная в технике объёмного оригами. После подведения итогов в августе была организована выставка творчества, где наряду с конкурсными работами предлагались книги, рассказывающие о техниках исполнения поделок.

В библиотеке им. О.М. Любовикова прошел конкурс «Обложка для любимой книжки», где детям предлагали придумать для книжек и школьных учебников оригинальные разноцветные обложки.

Общероссийский день библиотек, введенный Указом Президента в 1995 г, – это праздник не столько для библиотекарей, сколько для библиотеки, для читателей. Поиск решений для актуализации имиджа библиотеки, а значит и чтения выливается во все новые формы мероприятий. В прошлом году в ЦГБ им. А.С. Пушкина состоялась культурная акция «Ночь в библиотеке», в которой приняло более 200 читателей.

Каждый отдел библиотеки подготовил свой сюрприз.

Детский отдел организовал игру-путешествие по библиотеке: «Когда в библиотеке гаснет свет». Сказочные герои: Сказительница, Фея, маленькая Баба Яга, Золотая Рыбка, Вани-Вятчане, Сестрица Аленушка и Братец Иванушка, Фрекен Бок, доктор Ай-болит встречали детей, предлагая принять участие в веселых играх и викторинах. Кульминацией путешествия стала экскурсия по основному хранилищу библиотеки, которое находится в цокольном этаже, где дети увидели «Самое Настоящее Библиотечное Привидение». Золотая Рыбка, поселившаяся в кабинете директора библиотеки, обещала детям непременное исполнение их желаний. Завершение путешествия было в детском отделе – в самом волшебном библиотечном месте, где сказочная Фея наколдовала для ребят книжные сокровища.

Для юношества читальный зал в эту ночь открыл в библиотеке «Поэтическое кафе «На Преображенской», где звучала литературно-музыкальная композиция «Слалом длиною в жизнь…» по творчеству Б.Пастернака. Гости читали стихи, исполняли песни на стихи поэта.

Отдел искусств подготовил встречу с молодым автором-исполнителем собственных песен Д. Зеликовым, которая привлекла большое количество начинающих поэтов, любителей поэзии и авторской песни. Несколько часов продолжалась эта встреча, менялись и зрители, и исполнители, но звучали стихи в стенах библиотеки, и это стало для нас самым дорогим подарком в День библиотек.

Подводя итог своему выступлению, хочу еще раз подчеркнуть, что библиотеки как социально-культурный институт нельзя недооценивать.

Включенность в единую систему информации учреждений образования и культуры в целях информационного, научно-методического обеспечения в области получения знаний и становления культурной личности – это сегодня одно из актуальнейших направлений местной политики. Использование муниципальных объектов культуры в интересах образования входит в компетенцию органов местного самоуправления. Сотрудничество муниципальной библиотеки с образовательными учреждениями поддержано и законодательными нормами: библиотека определяется законом «О библиотечном деле» как «информационное, культурное, образовательное учреждение».

Е.Г. Русских, генеральный директор

МКУ «Централизованная библиотечная система»

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, пользовательских данных (сведения о местоположении; тип и версия ОС; тип и версия Браузера; тип устройства и разрешение его экрана; источник откуда пришел на сайт пользователь; с какого сайта или по какой рекламе; язык ОС и Браузера; какие страницы открывает и на какие кнопки нажимает пользователь; ip-адрес) в целях функционирования сайта, проведения ретаргетинга и проведения статистических исследований и обзоров. Если вы не хотите, чтобы ваши данные обрабатывались, покиньте сайт. (Требование ФЗ №152. Статья 9 "Согласие субъекта персональных данных на обработку его персональных данных").