Библиотека имени А.С. Пушкина

Резьба и роспись по дереву

Искусство резьбы по дереву уходит своими корнями в далекое прошлое. Наш край прославили талантливые мастера-древоделы. Дерево было доступным, достаточно дешевым материалом, его свойства были давно изучены, поэтому и применяли его очень широко. Существовало множество промыслов, в основе которых лежала обработка древесины. И сегодня в некоторых деревнях сохранились старинные русские дома, украшенные резными декорациями. Сложная резьба по дереву также встречается и на старинной, дорогой вятской мебели, в церковных иконостасах и храмах.

Основными инструментами, которые использовали мастера резьбы по дереву, являлись топоры, пилы и плотницкие стамески. Со временем были созданы и целые станки, которые помогали мастеру создать в дереве узоры любого уровня сложности.

В настоящее время в некоторых русских деревнях находятся умельцы, которые продолжают традиции резьбы по дереву. Они изготавливают самые различные предметы быта, используя при этом геометрический вариант резьбы: пряничные и разделочные доски, прялки, различную домашнюю утварь и многие другие изделия.

Что представляет собой геометрическая резьба по дереву? Прежде всего, следует сказать, что это самый древний способ резьбы. Выполняя его, мастер создает различные многогранные выемки, образующие в совокупности на деревянной плоскости геометрические фигуры — треугольники, квадраты или окружности. Использовался этот вариант резьбы в основном для украшения деревенских изб, иконостасов, сундуков, мебели (столы, стулья, колыбели, коробки для рукомойников), посуды (чаши, ковши, подносы, солонки, ложки, деревянные жбаны), а также различных орудий труда (прялки, ткацкие станы, швейки, пряничные доски).

В начале XX века на вятских базарах продавалось много резных изделий, изготовленных местными мастерами-умельцами. Первоначально они работали индивидуально, на дому, и лишь позже стали появляться первые объединенные артели. Так, в 1947 году появилась первая артель «Победа». Умельцы этой артели производили такие изделия, как полотенечницы, шкафчики-аптечки, пеналы и шкатулки различных форм и размеров, все изделия были украшены резной резьбой и росписью. Позднее артель «Победа» стала выпускать резные шкатулки с элементами инкрустации, а еще спустя некоторое время к этим приемам присоединились выжигание и роспись по дереву. Усложнились и изображаемые на изделиях мотивы, от простых форм и композиций, мастера и художники перешли к созданию сложных пейзажей и известных архитектурных памятников Москвы и Санкт-Петербурга.

Вятские мастера-резчики востребованы и в наши дни. Они украшают дома, храмы не только в нашей области, но и в других городах России.


В разных регионах нашей страны искусство росписи по дереву различается, и Вятка не является исключением. Сегодня образцы старинной русской росписи можно увидеть на некоторых сохранившихся предметах домашнего обихода — на расписных деревянных сундуках, бураках, разделочных досках, на прялках и другой деревянной утвари. Роспись на Вятке всегда отличалась своеобразием и богатой символикой, в каждое новое изображение на деревянной поверхности художник вносил новый особенный смысл. Так, например, изображение дерева чаще всего передавало идею энергии, жизненного круга, радостных чувств. Круг в Вятской росписи, как и в большинстве культур мира, являлся символом солнечного света, а изображение нескольких кругов означало движение солнца по небесному своду. Как и архитекторы периода русского классицизма, художники изображали львов как олицетворение мужественности и храбрости. Нарисованные птицы, как правило, ассоциировались с вестями и посланниками.

Любопытным фактом является то, что в процессе росписи сундуков, большинство вятских художников использовали заячьи лапки. Неотъемлемыми инструментами росписи являлись чеканы, которые представляли собой деревянные палочки длиной около 20 см, различной толщины. На торцах были изображены цветы, крестики, звездочки и другие узоры.

В наши дни сундучный промысел существует, но уже в другом виде. Кировское объединение «Умелец» выпускает небольшие сундучки и ларцы, украшенные традиционной росписью.

Яркостью красок отличалась роспись вятских бураков. В основном мастера использовали красный, синий, желтый и зеленый цвета. В основном на бураках изображались растительные мотивы, такие как цветы, бутоны и листья. Цветы могли быть изображены в композициях. В основном для росписи использовались масляные краски, к которым добавляли специальные белильные разживки. В мире русской бурачной росписи вятские бураки выделяли в особую разновидность этих изделий.

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, пользовательских данных (сведения о местоположении; тип и версия ОС; тип и версия Браузера; тип устройства и разрешение его экрана; источник откуда пришел на сайт пользователь; с какого сайта или по какой рекламе; язык ОС и Браузера; какие страницы открывает и на какие кнопки нажимает пользователь; ip-адрес) в целях функционирования сайта, проведения ретаргетинга и проведения статистических исследований и обзоров. Если вы не хотите, чтобы ваши данные обрабатывались, покиньте сайт. (Требование ФЗ №152. Статья 9 "Согласие субъекта персональных данных на обработку его персональных данных").