Библиотека имени А.С. Пушкина

СТОЛЕТНЯЯ СТРОЙКА: ИСТОРИЯ СТРОИТЕЛЬСТВА ТОННЕЛЯ ПОД ЛА-МАНШЕМ МЕЖДУ ВЕЛИКОБРИТАНИЕЙ И ФРАНЦИЕЙ

Евротоннель, тоннель под Ла-Маншем — железнодорожный двухпутный тоннель  длиной около 51 км, из которых 39 км проходят под проливом Ла-Манш. Соединяет континентальную Европу с Великобританией железнодорожным сообщением. Благодаря тоннелю стало возможно попасть в Лондон, отправившись из Парижа, всего за 2 часа 15 минут; в самом тоннеле поезда находятся от 20 до 35 минут.

Тоннель был торжественно открыт 6 мая 1994 года. В этом же  году Американское общество инженеров-строителей  объявило Евротоннель одним из семи чудес света современности.

В 2013 году Евротоннель был третьим по протяжённости железнодорожным тоннелем в мире, уступая по этому показателю тоннелю Сэйкан  в Японии (53,85 км) и Готардскому тоннелю  в Швейцарии (57,1 км). В то же время Евротоннель установил рекорд протяжённости под водой, превзойдя Сэйкан, подводный сегмент которого составлял 23,3 км. Евротоннель стал также самым длинным международным тоннелем.

ПРОЕКТЫ ХIХ ВЕКА: ПОДЗЕМНАЯ КОННИЦА

Схема проекта тоннеля Альбера Матье-Фавье

Идея строительства тоннеля под Ла-Маншем возникла в конце XVIII — начале XIX века. Любопытно, что инициаторами проекта всегда выступали французы  –  англичане не спешили расстаться со своим статусом островной державы.

Первый реальный проект тоннеля датируется 1802 годом. Разработал его французский инженер Альбер Матье-Фавье. Он предложил на глубине около 10 метров от дна пролива проложить тоннель для движения конных экипажей и осветить его масляными лампами. Для вентиляции предусматривались специальные шахты, которые должны были возвышаться на пять метров над поверхностью моря. Известно, что Наполеон I  был знаком с этим проектом. Заинтересовал ли он его? История хранит прямо противоположные сведения. По одной из версий, тоннель показался Наполеону бредовой идеей. По другой, он лично предлагал англичанам соединить их страны подземной дорогой. Однако из-за войны третьей коалиции проект так и остался на бумаге.

ПРОЕКТЫ ХIХ ВЕКА: МЕЖДУНАРОДНЫЙ МЕТРОПОЛИТЕН

Один из проектов Томэ де Гамона

С бурным развитием в Англии железнодорожной сети на смену конным версиям тоннеля пришли  рельсовые. Главным радетелем таких проектов стал в ХIХ веке французский горный инженер Томэ де Гамон. В 1856 году он предлагал строительство железнодорожного тоннеля, чтобы соединить Францию с Англией. Французы согласились, но англичане колебались. Тогда де Гамонд посоветовался с Питером Уильямом Барлоу, британским инженером, одним из строителей первого метрополитена в мире — лондонского. Начался сбор денег на строительство. Одновременно французский и английский парламенты приняли постановление о строительстве тоннеля. Из-за отсутствия финансирования проект был запущен лишь год спустя.

В 1881 году были проведены геологические изыскания, и две буровые машины конструкции Инглиша-Бомонта начали работу  с английской и французской сторон. За первый год  с обеих сторон  было прорыто  примерно по 2 км. пути: ожидалось, что подземная встреча рабочих произойдет через пять лет. Однако в 1883 году прокладку тоннеля прекратили, так как британцы опасались, что готовый тоннель может облегчить вторжение противника на территорию Великобритании.

Вплоть до Второй мировой войны все проекты тоннелей или мостов через Ла-Манш встречали жесткий отпор со стороны британского  правительства. Отношение к проекту изменилось лишь в середине 1950-х годов.

ПРОЕКТЫ ХХ ВЕКА

Проект Euroroute – сложная система мостов и тоннелей

 После Второй мировой войны идея постройки тоннеля вновь была возрождена. Летом 1957 года была образована исследовательская англо-французская группа, которой следовало выяснить, нужно ли связывать два государства и если да, то каким образом.  К началу 1960-х годов конкурировали две альтернативы – проект тоннеля и проект моста.

Согласно первому проекту  предполагалось проложить под дном пролива сложный железнодорожный тоннель, состоящий из двух рабочих рукавов и служебного между ними. Этому проекту составлял  конкуренцию проект гигантского моста. В конце концов победил подземный проект, но процесс его утверждения затянулся. После того как в 1974 году началась  прокладка тоннеля, возникли проблемы с финансированием. Через год проект приостановили.

Снова к теме тоннеля вернулись только в 1984 году, когда правительства двух стран объявили  открытый тендер на проект, который позволил бы соединить Великобританию с Францией. Осень. 1985 года четыре независимых группы разработчиков предложили свои варианты.

Самым экстравагантным был проект Europont – 52- километровый мост с пролетами, подвешенными на кевларовых нитях. Проект довольно быстро отклонили как слишком дорогой и базирующийся на пока еще неопробованной технологии.

Другой проект – Euroroute – предлагал сложную систему мостов и тоннелей с опорными точками на специально построенных искусственных островах. Проект Channel Expressway представлял  собой двухуровневый тоннель с железнодорожным и автомобильным сообщением. Обоим этим проектам предпочли Eurotunnel – самую дешевую и наиболее простую в строительстве альтернативу, в основу которой была положена концепция тоннеля 1970-х годов. Но и она оказалась слишком дорогой для правительств обеих стран.

Выход из положения нашелся. Решили организовать открытую акционерную компанию «Eurotunnel», начальный капитал которой должны были обеспечить строительные компании при поддержке частных банков (без поддержки государства). Вновь образованной компании предстояло самостоятельно найти деньги на строительство тоннеля. В знак благодарности она получала право в течение 55 лет управлять сооружением. По окончании этого срока тоннель в рабочем состоянии должен быть передан правительствам Франции и Великобритании.

СТРОИТЕЛЬСТВО ТОННЕЛЯ

Подземные работы начались с британской стороны. 15 декабря 1987 года заработал первый проходческий щит – он копал служебный тоннель диаметром 4,8 м. Затем к делу подключились более мощные проходческие комбайны, которые прокладывали два главных тоннеля диаметром 7,6 м каждый. Всего в глубине тоннеля практически без перерыва работало 11 щитов одновременно. Три французских и три английских щита двигались навстречу друг другу под дном Ла-Манша. Еще три прокладывали тоннель в глубь острова в сторону британского терминала, а два – бурили три тоннеля в сторону французского терминала. Непосредственно на дне моря прорыто 39 км тоннеля, а его общая протяженность составила 51 км.

Для того чтобы оба конца встретились в одном месте, использовалась лазерная система позиционирования. Благодаря ей рабочие из Англии и Франции встретились в намеченной точке 1 декабря 1990 года на глубине 40 м от дна пролива. Кстати, последние метры тоннеля английские и французские  бурильщики проделали вручную – с помощью кирок и лопат.

Прорыли! 1 декабря 1990 года

В 1991 году проходка тоннеля была завершена. Еще три года ушло на его техническое оборудование.

За время строительства было изъято 8 миллионов кубометров породы (куб с размером грани 200 метров). Каждая сторона распорядилась своей частью по-своему. Французы просто смешали землю с водой и вывели полученную пульпу обратно в море. А из породы, вынутой англичанами, на британском берегу был образован искусственный мыс Шекспира, на котором впоследствии был устроен парк.

Тоннель под Ла-Маншем, за которым закрепилось название Евротоннель, состоит из трёх тоннелей — двух основных, имеющих рельсовый путь для поездов, следующих на север и юг, и одного небольшого служебного тоннеля. Служебный тоннель через каждые 375 метров имеет проходы, объединяющие его с основными. Он разработан для доступа к основным тоннелям обслуживающего персонала и аварийной эвакуации людей в случае опасности.

Каждые 250 метров оба основных тоннеля соединяются между собой особой системой вентиляции, расположенной сверху служебного тоннеля. Все три тоннеля имеют две развязки, позволяющие поездам беспрепятственно перемещаться между тоннелями.

ТРАНСПОРТНАЯ СИСТЕМА ТОННЕЛЯ

Эксплуатацию тоннеля осуществляет совместный англо-французский консорциум.

На линии Евротоннеля действуют разные типы поездов: высокоскоростные пассажирские поезда «Евростар»; пассажирские челночные поезда типа «Шаттл» («Челнок»), перевозящие автобусы, легковые автомобили и фургоны, при этом пассажиры остаются внутри своих машин; грузовые поезда с открытыми вагонами, в которых перевозят грузовики, при этом сами водители едут в отдельном вагоне; грузовые поезда, которые перевозят различные грузы и контейнеры между континентальной Европой и Великобританией.

Движение поездов левостороннее, как и на остальных железных дорогах Франции и Великобритании.

По территории Франции и Великобритании поезда «Евростар» едут с высокой скоростью – 300 км/ч. В тоннеле скорость снижается до 160 км/ч.

Тоннель под Ла-Маншем  торжественно открыли английская королева Елизавета II и президент Франции Франсуа Миттеран 6 мая 1994 года.

Один из самых долгих проектов человечества удалось реализовать всего за семь лет. В его создании приняли участие 13 тысяч рабочих и инженеров, на постройку затрачено около 10 миллиардов фунтов стерлингов (с учетом инфляции почти вдвое больше, чем ожидалось изначально). Мечта Томэ де Гамона и сотен других радетелей проекта наконец исполнилась!

Грандиозный проект ХХ века пока не оправдал себя в финансовом плане. Долго вынашиваемый ребенок, похоже, оказался еще и долго окупаемым…

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, пользовательских данных (сведения о местоположении; тип и версия ОС; тип и версия Браузера; тип устройства и разрешение его экрана; источник откуда пришел на сайт пользователь; с какого сайта или по какой рекламе; язык ОС и Браузера; какие страницы открывает и на какие кнопки нажимает пользователь; ip-адрес) в целях функционирования сайта, проведения ретаргетинга и проведения статистических исследований и обзоров. Если вы не хотите, чтобы ваши данные обрабатывались, покиньте сайт. (Требование ФЗ №152. Статья 9 "Согласие субъекта персональных данных на обработку его персональных данных").