Библиотека имени А.С. Пушкина

Интересные факты о Вятке


История футбола в Вятке

Впервые о такой игре как футбол любители спорта г. Вятки прочитали в журналах «Русский спорт» и «Геркулес» в 10-х гг. ХХ в. Но не играли: не было мяча.

Первый футбольный мяч появился у ученика коммерческого училища Глеба Манохина летом 1913 г. Тогда же стали проводится любительские матчи между учащимися разных учебных заведений города.  Местом для проведения матчей стала Александровская площадь Верхнего рынка (территория современного Гагаринского парка). Играли вечерами, когда торговцы и покупатели расходились. Точная площадь поля не соблюдалась, размеры ворот юные футболисты обозначались шестами, личными вещами: фуражками и рубашками. В дальнейшем было выбрано более удобное, так называемое «Нижнее поле» – у городской водокачки за Пристанской железнодорожной веткой. Это поле было более ровным. Спортсмены вырыли небольшие канавки, ограничивающие футбольное поле, залили известкой его линии и границы сектора для легкой атлетики, поставили футбольные ворота. Ворота были переносными, потому что поле во время весеннего разлива реки Вятки затапливалось водой. Специальной формы тоже не было: игроки бегали по полю в брюках, закатав их до колен, в сандалиях и в ботинках, а иногда и босиком. У игроков не было определенного амплуа, каждый играл на разных позициях: в воротах, в нападении, в защите. Родители с недовольством относились к таким играм, считая их бесполезными и даже опасными для своих детей. Некоторых гимназистов-футболистов даже запирали дома в чулан и отбирали ботинки. Однако мальчишек это не останавливало. 8 сентября 1913 г. газета «Вятская речь» сообщила о том, что в Вятке, видимо, «начинает прививаться игра в футбол». ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ…


Архиерейские палаты. Год постройки 1774 г

Первая начальная школа в Хлынове открылась в 1727 г. В ней учились дети священнослужителей Вятской епархии. По дошедшим до нас письменным свидетельствам,  там «обреталось» 27 детей, которые «хлебное пропитание получали из дому  архиерейского». Стипендий на обучение не выделялось.

 

В 1735 г. епископ  Лаврентий Горка  создал Славяно-латинскую школу для детей духовного и гражданского ведомств, вызвав из Киевской академии для этого «учёных мужей» Михаила Финицкого и Василия Лещинского. Школа размещалась в архиерейском доме.  Интересно, что обучение детей в школе не всегда вызывало симпатию. Так,  сильное недовольство местного духовенства вызывало преподавание латыни, которое не имело практического смысла. В 1736 г. здание школы было разгромлено недовольными хлыновцами. Несмотря на это печальное обстоятельство, из стен Славяно-латинской школы вышли выдающиеся люди: Иакин Черепанов, наместник Троицко-Сергиевой лавры, покровитель вятских стихотворцев; поэт и сати­рик Антон Попов и первый переводчик «Илиады» Гомера Ермил Костров. Одним из первых, кто собрал сведения о Хиве и Бухаре, был Ф. С. Ефремов, также ученик архиерейской школы в г. Хлынове.


Первая больница в Вятке была открыта в 1802 г. при доме инвалидов. Только через два года здесь появился первый врач – штаб-лекарь Сапастьев. Довольны ли были пациенты лечением, история свидетельств не оставила, а вот когда больницу в 1837 г. посетили Великий князь Александр Николаевич (будущий император Александр II) и его воспитатель В.А. Жуковский, их отзывы оказались не очень лестными.

В годы гражданской войны медиков заставляли делить больных на «красноармейцев» и «белоармейцев», в 1924 году было запрещено посещать больницу служителям церкви, а в 1929-м сотрудников ознакомили с положением «Классовая линия в медицинской помощи». В 1934 г. здесь открыли образцово-показательные палаты для ударников труда.


16 декабря 1828 г. была организована первая профессиональная пожарная охрана в Вятке. Именно тогда Его Императорское Величество Николай I подписал Указ «Об устройстве полиции, пожарной части, доходах и расходах в губернском городе Вятке». При полицейских участках были созданы 2 пожарные части, которыми стали руководить брандмейстер и его помощник, назначаемые полицмейстером. В каждой части было по 8 платных служителей. Они были обязаны бессменно находиться в распоряжении части и дежурить у конного обоза. При комплектовании пожарных команд почти во всей России применялась система рекрутской пожарной службы, которая для населения составляла государственную повинность. Для состава пожарной команды из местных войск набирался необходимый комплект служителей, обязанных по закону прослужить в команде известное число лет. В 1873 г. пожарная повинность была отменена, и пожарные команды стали комплектоваться по вольному найму на договорных условиях. Все пожарные части перешли из подчинения полиции в подчинение Городской Думы.


В ноябре 1830 г. на Вятке были впервые  проведены метеорологические наблюдения. В 1835 г. состоялось открытие первой Вятской метеостанции. Развитие метеорологических наблюдений в крае связано с именем профессора метеорологической обсерватории Казанского университета  Е. А. Кнорра. Он организовал в губернской центре метеостанцию, снабдил ее приборами, единой инструкцией, предусматривающей ежесуточные наблюдения. На станции определялись давление воздуха, температура на свободном воздухе и в тени, облачность, количество осадков. С 1835 по 1861 гг. непрерывные наблюдения в Вятке велись преподавателями реального училища. Затем несколько лет наблюдения велись нерегулярно и лишь когда в 1874 г. метеостанцию открыли на западной стороне города, в самой высокой его части, качество наблюдений резко улучшилось. В 1919 г. было организовано метеорологическое бюро, которое годом позже возглавила Е.Х. Березина, которой была проведена огромная работа по созданию сети гидрометеорологических станций и постов в крае.


здание почтовой конторыПервый почтовый ящик появился в Вятке в 1848 г. Находился он на здании почтовой конторы, располагавшейся на ул. Преображенской (современный адрес: ул. Преображенской, 35а). Из Петербурга и Москвы корреспонденция поступала два раза в неделю около двух часов дня. В это время чиновники и служащие других учреждений отправлялись на обед. Многие прежде заходили за письмами и газетами в почтовую контору. Тут же обменивались новостями, а вечером о них говорил весь город. Известно, что в октябре 1827 г. у здания конторы останавливались повозки с декабристами, следовавшими в Сибирь. Почтовую контору часто посещали сосланные в Вятку публицист П. Л. Яковлев и писатель-сатирик М. Е. Салтыков-Щедрин. До нас дошли и воспоминания А. И. Герцена: «…два раза в неделю приходила в Вятку московская почта; с каким волнением дожидался я возле почтовой конторы, пока разберут письма, с каким трепетом ломал печать и искал в письме из дома, нет ли маленькой записочки на тонкой бумаге, писанной мелким и изящным шрифтом».


11 марта 1861 г. в Вятке была открыта первая фотография, основанная Е.И. Лиховым. Она находилась на улице Преображенской (современный адрес: Преображенская, 15) в доме Н.Н. Ухова.  О доме известно, что его проект был выполнен  помощником губернского архитектора Э. В. Гарманом по заказу Н.Н. Ухова в 1852 г.


мастерские ремесленного училища 1911 г.В 1872 г. в Вятке открылось первое училище для распространения сельскохозяйственных и технических знаний.  Для обучения воспитанников сельскому хозяйству и ремеслам при училище создали ферму и несколько мастерских. В 1874 г. в литейной мастерской было открыто первое в Вятке производство пожарных труб и машин. Дело пошло очень хорошо, и училище вскоре сделалось поставщиком пожарных машин для всей Вятской губернии. Машины земство продавало сельским обществам на чрезвычайно выгодных условиях, с рассрочкой платежа и за пониженную плату. В 1880 г. училище было преобразовано в реальное. Ферма и мастерские были закрыты, но мастерская пожарных машин была оставлена. Её преобразовали в отдельное заведение, подчиненное непосредственно земству. На промышленных выставках пожарные машины вятской мастерской неоднократно награждались дипломами и медалями за качество.

В 1888 г. при мастерской была учреждена специальная ремесленная школа, где кроме общеобразовательных предметов преподавались ремесла: столярно-токарное по дереву, токарное по металлу, слесарное, литейное и кузнечное. До начала прошлого века ремесленная школа выпустила 57 дипломированных мастеров и 90 учеников-подмастерьев. Подготовка учащихся проходила на производстве, начальник мастерской пожарных машин был одновременно инспектором училища.


Окружной суд ВяткиПервые адвокаты на Вятской земле появились 13 августа 1874 г. Ими стали И. Т. Орлов и ссыльный поляк О. Э. Авейде. Авайде  женился на Марии Бабиковой и прочно осел в Вятке,  оставив о себе добрую память: простой народ Вятской губернии, особенно крестьяне, нередко обращались к Авейде и находили у него поддержку. Широкую известность получил и еще один вятский адвокат – В. В. Белов. Уроженец Оренбургской губернии, участник студенческих беспорядков в Москве, волею судеб он оказался в Казани, где и стал частным поверенным. Белову приходилось выступать защитником в тех судебных процессах, где прокурором был известный юрист – А. Ф. Кони. «Вятская речь» отмечала: «Казанская публика, наполнявшая судебный зал, не знала, кому отдать пальму первенства по ораторскому искусству». Из Казани Белов приехал в Вятку, где стал поверенным при Вятском окружном суде.

После революции 1917 г. адвокатуры на Вятке практически не существовало. Вновь работать вятские адвокаты стали лишь с конца 1934 г.


Первое специализированное здание для театра открылось в Вятке в октябре 1877 г. Впервые вопрос о строительстве подняли местные любители музыки и сценического искусства еще в 1870-х гг. годах XIX  в. С ходатайством об ассиг­новании средств обратились к губернатору Н. А. Тройницкому. Тот решил переложить расходы на губернское зем­ство и, в свою очередь, обратился к его председателю с «покорнейшей просьбой»  –  предложить собранию, «не признает ли оно возможным оказать, по своему усмотре­нию, денежное пособие на устройство зрительного зала в Вятке». Земство отпустило всего 1000 рублей. Строительство же театра обошлось в 19645 рублей. Деньги собирали с большим трудом путем пожертвований и постановки любительских спектаклей и концертов. Основная часть средств поступила по подписке от  вятской интелли­генции. Строительство тянулось долго. Наконец, осенью 1877 г. оно было закончено. Вот какое сообщение опубликовали «Вятские губернские ведомости» 26 ок­тября 1877 г.: «22-го числа г. губернатор известил особыми пригла­шениями жителей города Вятки, что 23 сего октября в 12 часов попо­лудни назначен осмотр вновь отстроенного здания Вят­ского зрительного зала… Значительная величина залы позволяет свободно, даже с большими промежутками расставить здесь 10 ря­дов стульев по 16 в ряд. Кроме того, имеется 12 лож, расположенных в два яруса прямо против сцены, и две около барьера – у оркестра. Пол в этой зале подвижен, может принимать горизонтальное или, на случай спек­таклей,  наклонное   положение;   поднятие   со всей мебелью совершается скоро и удобно при помощи двух винтов, расположенных внизу».

На торжество открытия театра прибыли «сам господин губернатор, его супруга, вице-губернатор и представители гражданского и военного ведомств». Правители губернии и чиновники осмотрели здание, так расхваленное газетой. В действительности оно было тесным и примитивным. С маленькой сцены прямо на улицу открывались ворота, в которые вносили декорации. Не блистало здание и архитектурой. Позднее театральное здание метко охарактеризовал фельетонист местной газеты «Вятский край», назвав его «спичечной коробочкой, ис­полняющей обязанности театра».  Новое, каменное здание театра, было построено на месте деревянного лишь в 1939 г.


Вятские губернские ведомости 1838 г.Первой вятской газетой были «Вятские губернские ведомости» (1838–1917). До 1894 г. это была единственная печатавшаяся  в губернии газета. Издание выходило в двух частях: официальной и неофициальной. В первой печатались приказы и распоряжения столичного и местного начальства, перемещения по службе и награждения местных чиновников, сведения о торгах, продаже имений, вызовы в суд и т. д. Во второй, неофициальной части, помещались исторические, географические, этнографические, краеведческие статьи и заметки. В газете сотрудничали представители местной интеллигенции и политические ссыльные: А. И. Герцен, М. Е. Салтыков–Щедрин и другие. С 1889 г. неофициальная часть стала выходить отдельной газетой под названием «Приложение к ВГВ». В 1905 г. «Приложение» стало самостоятельной общественно–политической газетой «Вятский вестник». Официальная часть ВГВ продолжала выходить до марта 1917 г. В конце 80–х годов XIX века историком А.А. Спицыным была проделана работа по составлению указателя к «Вятским губернским ведомостям». Составленный им  «Систематический указатель статей местного отдела неофициальной части Вятских губернских ведомостей» был опубликован в Календаре Вятской губернии на 1891–1892 гг. В нём перечислено 2773 статьи и заметки. Указатель раскрывает основное содержание газеты за 53 года с 1838 по 1890 гг.

Обложка Вятской газеты. 1905Другое издание  – «Вятская газета» – стало первым в России периодическим  изданием, ориентированным на крестьянского читателя и представляло собой первый пример толково составляемой газеты для народного чтения. А. М. Горький назвал «Вятскую газету» лучшей «из немногих существующих у нас проводников просвещения в деревне». Газета издавалась по инициативе А. П. Батуева с марта 1894-го по май 1907. Мысль о крестьянской газете возникла в Вятском губернском земстве в 1893 г., что было отражено в докладе губернскому собранию. Губернское собрание одобрило предложение управы и ассигновало на его осуществление 2000 руб. В дальнейшем на расходы по изданию было ассигновано уже 4000 руб., а в действительности издержано до 6000. Изначально газета посвящалась сугубо сельскохозяйственным и кустарно-промышленным темам, преследуя просвещение крестьянства. Газета помещала сведения об опыте и нововведениях в сельском хозяйстве, читатель знакомился с травосеянием, новыми земледельческими орудиями, свойствами удобрений и т.п. Выпускались приложения – брошюры, руководства и сборники статей по сельскохозяйственным и ветеринарным делам, по ремеслам.  Сами крестьяне нередко являлись авторами газеты. В 1903 г. ими написаны 143 корреспонденции и 14 очерков, в том числе автором был поэт-самоучка А. П. Грудцын. Газета выходила сначала 2 раза в месяц, а с марта 1895 г. – еженедельно, с приложением 18 тетрадей специальных статей.  В 1901-1906 гг. газета выходила по 52 номера в год. После революции 1905 г. газета стала допускаться в народные бесплатные библиотеки-читальни. Одновременно редакция начала практиковать бесплатную рассылку газеты лицам, принимавшим на себя обязательства «добровольных чтецов» газеты, и проводившим громкие читки для крестьян. 31 мая 1907 г. по решению цензурного управления газета была закрыта.


Вятка. пароходные пристани.Первый пароход появился на Вятке в навигацию 1881 г. Это был новый буксиро-пассажирский пароход «Перекат». Место рождения парохода – заброшенный ныне Иловатский затон в окрестностях г. Орлова. Владелец судна Тихон Филиппович Булычев не случайно дал ему такое название. Спроектированный специально для Вятки с ее многочисленными перекатами, пароход без особого труда преодолевал мели, перевозя пассажиров и разнообразные грузы. Через тринадцать лет судовладелец надумал провести качественное обновление флота. «Перекат» в том же Иловатском затоне подняли на берег и приступили к его перестройке в 2-этажный пассажирский пароход «американского» типа – первый на Вятке. Вместе с новой надстройкой он получил и другое название – «Гражданин». Таких пароходов на Вятке еще не видали. Он приятно удивил комфортом даже бывалых пассажиров, но ездили на нем неохотно из-за валкости, которая была следствием малой ширины корпуса, утяжеленного к тому же высокими новыми надстройками. При скоплении людей на одном борту у парохода появлялся заметный крен, по поводу которого шутили: «Гражданин» брюхо показывает».  Корабль часто садился на мели, сталкивался с другими судами, а в сентябре 1915 г. затонул вблизи пристани Горки. Через несколько дней его подняли и увели на ремонт в Аркульский затон. Восстановленный «Гражданин» вернулся на линию Вятка – Казань. С 1918 г. он находился на приколе в Жуковском затоне на р. Вятке и в 1925 г. пошел на слом.


Городская электрическая станция.Граждане Вятки впервые познакомились с электричеством в 1892 г., когда по реке Вятке прошел пароход «Филипп Булычев» – его палубы сияли электрическим светом. Вскоре вятские предприниматели стали приобретать электроустановки для своих заводов, фабрик, контор, магазинов и гостиниц. Небольшие электростанции в период с 1895 по 1903 г. появились в Вятских железнодорожных мастерских, в доме купца Чучалова на углу улиц Спасской и Николаевской в Вятке (позднее от этой установки свет был проведен в здание Общественного собрания), в доме Василия Семеновича Маишеева на улице Московской (где он содержал типографию и литографию, ныне –  Дом профсоюзов). В 1901 г. купец Клабуков устроил электрическую станцию в Доме попечительства о бедных на углу улиц Владимирской и Морозовской. От этой станции было сделано освещение в городском театре и в городской управе.

20 декабря 1902 г. на заседании Городской думы было решено: строить ГЭС по типу пермской; составление чертежей и смет и общее руководство работами поручить инженеру Гецену, назначив ему вознаграждение в 3 тысячи рублей. Предварительная общая стоимость работ была оценена в 100 тысяч рублей. Так как Городская дума располагала лишь суммой в 10 тысяч рублей, то было принято решение провести заем у граждан города Вятки. Деньги (под 6% годовых на 20 лет) выделила купчиха Савинцева. 26 марта Дума утвердила договор и условия займа и установила плату за пользование электроэнергией: 27 копеек за кВтч – с 4 утра до 11 вечера, 15 копеек – в остальное время. 27 марта Г ородская дума выделила участок под строительство здания ГЭС на углу улиц Спасской и Владимирской.

9 мая была проведена торжественная церемония закладки здания. В мае месяце на стройплощадку было доставлено основное оборудование будущей станции: два паровых котла системы Шухова и две установки пародинамо мощностью 100 кВт с паровыми машинами системы Зульцера. Топливом для котлов служили дрова. Постройка здания и монтаж оборудования были осуществлены за полгода. 16 ноября состоялся пробный запуск машин, а 6 декабря произошло торжественное открытие и освящение электростанции.


здание где находилась первая телефонная станцияПервая телефонная станция общего пользования на 16 номеров  была построена  в г. Вятке в 1895 г. Она находилась в канцелярии губернатора в существующем ныне здании на углу ул. Герцена и К. Маркса. Вначале на станции было включено лишь 12 номеров. Вся телефонная аппаратура была иностранной – шведской и немецкой. Станция связывала полицию, присутствие, губернское управление и дома отдельных состоятельных лиц. Помещения, где работали связисты, были тесные, освещались свечами или керосиновыми лампами. В 1897 г. в губернии было уже 6 частных телефонных станций. Все они принадлежали купцам, помещикам, предпринимателям: Сунцову, Лаптеву, Филимонову и др. Это были станции индукторного вызова на 10 – 15 номеров с  однопроводными линиями. Кроме губернского центра такие станции имелись в Малмыжском уезде (у помещиков Граве и  Юмашева) и в Нолинске (у заводчика Александрова).  1 августа 1898 г. емкость телефонной станции в г. Вятке была увеличена до 30 номеров. Постепенно роль телефонной связи возрастала, началось строительство первых телефонных станций и телефонных сетей в крупных уездных городах Вятской губернии: в 1887 г. – в Малмыже, в 1906 г. – в Кукарке, в 1913 г. – в Яранске, в 1914 г. – в Котельниче и Слободском, в 1918 г. – в Орлов, в 1919 г. – в Нолинске. Все телефонные сети находились в ведении местных управ, но эксплуатировались под контролем Вятской почтово-телеграфной конторы. В 1922 г. телефонная сеть г. Вятки была переведена в Губисполком. На 1 октября 1924 г. в Вятской губернии было 11 телефонных станций, а  в г. Вятке – 376 абонентов.


Вокзал Вятка21 октября 1897 г. вокзал «Вятка» принял первых пассажиров. В этот день в 7 часов 30 минут открылась касса для продажи первых билетов на первый пассажирский поезд Вятка – Глазов. Ровно в 9 часов состав отошёл от перрона. В 1895 г.  был подписан Указ о начале строительства железной дороги от Перми до Котласа через Вятку. Непосредственно работы по сооружению железной дороги у города Вятки были торжественно начаты 19 августа 1895 г. Здание вокзала было заложено весной 1897 г.  К 1 августа была закончена кладка цоколя, а к концу 1897 г. здание было готово «вчерне». Работы по его отделке и оборудованию продолжались ещё и в 1898 г. С первых дней в здании вокзала работал телеграф, телефон, действовал водопровод. Через некоторое время появилось электричество.


Первый рентгеновский аппарат появился в Вятской губернской земской больнице в 1899 г. Средства на его приобретение выделил попечитель больницы, вятский судовладелец Т. Ф. Булычев. Однако у аппарата были свои недостатки. Так, ординатор больницы С. А. Ишутинов на заседании губернского земского собрания 14 (26) января 1908 г. отмечал, что аппарат очень слаб и просвечивает только ткани голени, а более плотные ткани он просветить не может. Поэтому гласные собрания приняли решение о выделении 1500 рублей на покупку нового аппарата. Интересно, что вскоре после его установки всем гласным земского собрания было предложено сделать снимок кисти руки и при желании взять его себе на память.


В 1900 г. состоялся пуск первого вятского водопровода. К 1910 г. это уже была система магистралей из чугунных труб длиной в 13 километров. Попытка взять за основу городского водоснабжения воду из реки Вятки успеха не имела. Вятская уездная санитарно-исполнительная комиссия признала воду в реке непригодной для использования. Ключевая вода из Кикиморской горы стала рассматриваться как главный источник Вятского водопровода. Система водоснабжения строилась на принципе учета и контроля водоразбора. Водоразборные будки стояли на перекрестках, рядом с колонками. В будке сидел сторож. Когда приходил кто-нибудь из горожан, он платил несколько копеек (по таксе), сторож разрешал набрать воды. Позднее, уже при советской власти, ввели среднюю плату за водопровод. Будки стали не нужны, в них кто-нибудь жил (бывало и такое) или стирали белье. Позднее их разобрали.


Первая периодическая художественная выставка открылась в Вятке 6 апреля 1905 г. в зале мужской гимназии.  В записных книжках фотографа С. А. Лобовикова, чудом уцелевших во время Великой Отечественной войны в блокадном Ленинграде и сохранённых его сыновьями, можно найти следующую запись, датированную весной 1905 г.: «Задумали мы устроить выставку. Желающих оказалось по заявлению до 16 человек. Назначили день и час и место для первого собрания, чтобы обсудить, как и где устроить, но… явились на первое собрание всего четыре человека: худож. Румянцев, Огородников, купец Хлебников и я». О составе выставки можно судить по рецензии «К первой выставке местных художников и фотографов», помещённой за подписью «Дилетант» в газете «Вятский вестник» от 13 апреля 1905 г. Автор статьи называет девять имён, кроме того, говорит об участии в выставке воспитанников исправительной колонии и духовной семинарии (не называя их фамилий). В объявлении о выставке указывалось: «Принимаются все роды работ: живопись, акварели, рисунки, фотографии, чертежи, лепка, художественные работы по дереву и тканям».

Характер работ на выставке был очень пёстрым. Участниками её были учителя рисования А. В. Зубов, С. А. Огородников, А. И. Столбов, у которых самостоятельные работы соседствовали с копиями. Немногие профессиональные произведения представили только Н. Н. Румянцев и Ф. А. Смирнов. Большой художественной ценностью обладали жанровые снимки С. А. Лобовикова. Но всё же преобладали копии, любительские картинки, самодеятельные работы прикладного характера. О том, чтобы придать выставке какую-нибудь определённую творческую направленность, устроители её и не помышляли – она должна была быть лишь смотром возможностей.

Первая выставка положила начало объединению сил местных художников, привлекла к их работе внимание общественности, открыла одаренной молодёжи возможность участия в ней.


Первый автомобиль на Вятке появился 16 февраля 1906 г. Привез его известный любитель всевозможных диковинок купец и бла­готворитель Кузьма Игнатьевич Лаптев. Купец проехал на автомобиле по заснеженным улицам. Тол­пам любопытных мальчишек и зевак не было предела. Однако встретили го­рожане «самодвижущуюся диковинку» чрезвычайно настороженно, ибо машина пугала непривычных к ней лошадей с покрикивающими на них кучерами. Не обошлось в тот день без непредвиденного курьеза, описанного в «Вятской жизни»: «на вятских узких ули­цах, да еще занесенных снегом, является большая опасность от катания на автомобилях, так как здешние лошади совсем непривычны встречаться с такими колымагами, об этом говорит печальный случай, происшедший с тем же Лаптевым. Нужно заметить, что его ко­лымага во время хода чрезвычайно шумит и трещит (очевидно, какое-нибудь старье), от­чего встречные лошади бесятся и, кидаясь в сторону, опрокидывают сани и увечат седо­ков. На Московской улице, против части, г. Лаптев встретился с лошадью, на которой еха­ли две дамы. Лошадь, испугавшись, кинулась в сторону. В ту же сторону почему-то по­вернулась и колымага; это еще более испугало лошадь, и она, опрокинув сани, понеслась, при этом, конечно, вылетели обе дамы, и кучер долго волокся на вожжах. К счастью, вы­павшие вследствие сугробов отделались только незначительными ушибами и испугом».

В первые же дни премьеры вятского автомобиля обыватели неоднократно заявляли ку­да следует о том, что так неожиданно появившаяся машина пугает лошадей как городских извозчиков, так и приезжих крестьян. Несмотря на недовольство многочисленных свидетелей, 1 марта 1906 г. авто­мобиль, следуя по Николаевской  улице (ныне – ул. Ленина), вновь распугал лошадей ломовых из­возчиков, тянувших бочки с рыбой. Эпизод закончился тем, что незатейливые бедолаги рванули сразу в сторону на тротуары, раскатив по снегу злополучные бочки. Между тем лаптевский автомобиль окрестили в народе «адской машиной».


В 1906 г. в Вятке открылся первый каток. «Вятский вестник» от 22 декабря 1906 г. № 277 писал: «20 декабря состоялось открытие катка. С трех до шести вечера играл духовой оркестр вольно-пожарной дружины; каток был иллюминован электрическими и бумажными разноцветными фонарями. Катающейся публики было много. Обстановка катка очень хорошая. Каток устроен длиннее, само же здание уже почти выстроено, на днях будет совсем закончено. Здесь на катке для желающих продают фруктовые воды. По вечерам каток освещается электричеством. Катание с музыкой предполагается три раза в неделю: по воскресениям, вторникам и четвергам; музыка будет играть с трех до шести часов вечера только при температуре не свыше 12°. Сезонная цена билетов для учащихся 1 руб. 50 коп., а для взрослых 4 руб.». Насколько дорог был в начале XX века сезонный билет, можно судить по следующим цифрам: средняя месячная зарплата рабочего составляла от 6 до 15 рублей, четверть картофеля –1 рубль, пуд гречи – 45 копеек. Каток пользовался необычайной популярностью у населения Вятки, сюда приезжали покататься не только с околотка, но и с других концов города. Считалось престижным прийти на каток в воскресные дни. Каток открыл городу новые двери в спортивную жизнь. Стали развиваться хоккей с мячом и шайбой, фигурное катание, спидвей.


павильон электротеатра «Прогресс» в Александровском саду.Нач. 20 в.В 1908 г. в Вятке открылся первый кинотеатр. Он назывался «Прогресс» и представлял из себя тесовый сарай на столбах под железной крышей примерно 10 х 20 м. В зимнее время кинотеатр располагался в доме Дьяконова на Московской улице, а сеансы шли в Александровском саду. 18 июня (1 июля) 1908 г. в нём прошел первый киносеанс, на котором были представлены драмы «Дело Дрейфуса» и «Освобождение из монастыря», красивая феерия в красках «Путешествие на Марс», комедии «Дядя Фриц всюду опаздывает», «Бессмертная собака» и «Покупка картины».

Богатства своим владельцам «Прогресс» не принес. В апреле 1911 г. хозяева кинотеатра, братья Усмановы, продали его фирме «Кушев, Бабинцев и Кº». А последним владельцем кинотеатра накануне Первой мировой войны стал П. И. Чердынцев.


Авиатор Васильев у своего аэроплана20 июля 1911 г. над Вяткой состоялся самый первый воздушный полет. За несколько дней до этого, 17 июля, газеты «Вятская речь» и «Северное слово» поместили на своих страницах объявление: «20 июля 1911 года на беговом ипподроме состоится только один полет пилота А. Васильева. Начало в 6 час. вечера. Билеты заблаговременно можно приобрести в кондитерском магазине Якубовского, в день полета в кассах ипподрома с 8 часов дня. Билеты, взятые на 21 июля, будут действительны». Аэроплан прибыл в Вятку поездом из Петербурга и хранился на станции «Вятка-2». В день полета значительная часть горожан прибыла на станцию, считая, что авиатор полетит прямо с платформы. Но разочарованные стали уходить. В разобранном виде, на лошадях аэроплан доставили на ипподром, располагавшийся тогда  на окраине города (современный адрес: между улицами Р. Люксембург –Профсоюзная – Октябрьский проспект – Дерендяева). Студенты помогали пилоту собирать аэроплан. Местные жители с любопытством разглядывали аппарат и задавали Васильеву массу вопросов. Ко времени полета девятки тысяч вятчан устремились к ипподрому, большая часть их разместилась у загородного сада, чтобы наблюдать за полетом без оплаты. По данным полиции, около ипподрома собралось 10 тысяч горожан. День был ветреным. Пилот волновался. К  19 часам навесили крылья. Когда ветер стих, пилот решил лететь и надел специальный костюм. Фотографы окружили аэроплан. Примерно в 19 часов 45 минут завели двигатель. Несколько сильных мужчин держали машину. Потоки воздуха срывали с них головные уборы. Вдруг машина побежала и плавно взмыла в воздух. Многотысячная толпа закричала: «Ура!». Пилот повернул к кладбищенской церкви, облетел ее выше колокольни и повернул в сторону города. Его полет по форме напоминал восьмерку. Замкнув ее, он опустился на поле. Губернатор И. М. Стаховский лично пожал руку летчику.

В 1925 г. губернское отделение общества друзей воздушного флота купило для Вятки аэроплан, названный «Конек-горбунок». Это был первый собственный вятский самолет.


К. А. Луппова и воспитанники первого детского сада 1911Первый детский сад в Вятке был открыт 1 октября 1911 г.  Он был частным. Его организатор – К. И. Луппова, жена вятского чиновника Александра Николаевича Луппова. Находился он на Всехсвятской улице в доме Якубовского (современный адрес: Дерендяева, 59) в одной из комнат, которые снимала семья Лупповых.  В программу занятий детского сада было пение, гимнастика, рисование, лепка, сгибание бумаги, вышивание,  строение из кубиков, вырезание и склеивание картонажей. Возраст детей был 3 до 7 лет. Занятия начинались в 9 или 10 утра и продолжались до 2 часов дня. Маленьким детям подавался горячий завтрак, для них устраивались экскурсии и прогулки. Учительницами кроме самой К. И. Лупповой были А. И. Питиримова и М. Н. Сильвинская. В первом детском саду было около 50 детей. В феврале 1914 г. Луппова приняла участие в открытии бесплатного детского сада на 100 мест для детей служащих, призванных в армию «низших» чинов, рабочих, подёнщиков.


Осенью 1911 г. в нашем городе начала работу первая механическая прачечная, построенная Вятским земством при земской больнице. Располагалась она на одной из центральных улиц города (современный адрес: ул. Московская, 68). Вопрос «О постройке паровой прачечной при земской больнице» Губернское земское собрание рассмотрело 29 января (11 февраля) 1909 г. Почти единогласно было принято решение о ее постройке, разработке проекта и использовании материалов. Уже в мае Вятская городская Управа закрепила для строительства территорию у Московского тракта, к западу от больницы. Проекты прачечной были составлены заведующим отделом московской городской Управы А. С. Свинарским в одноэтажном и двухэтажном исполнении. Специальная комиссия в составе губернского дорожного инженера Горностаева, заведующего мастерскими пожарных машин Васильева и губернского архитектора Охотникова выбрала проект одноэтажного здания. За строительный сезон 1910 г. кладка была почти закончена. Весной следующего года началась внутренняя отделка здания. Фирмой «Иоа» было поставлено оборудование: 4 стиральных машины, дезинфекционная камера, 3 центрифуги, сушильный шкаф и сушильно-гладильная машина. К концу 1912 г. прачечная достигла проектной мощности 150 пудов белья в сутки. Качество стирки было высокое, так как для различного вида белья использовались разные технологии.


1 июня 1919 г. в Вятке открылась первая пролетарская музыкальная школа. Ее заведующим был Герман Александрович Рылов. Популярность школы у вятских ребят росла быстро. Уже на 1 января 1920 г. в ней обучалось 200 учащихся. Большинство из них – дети рабочих Вятских железнодорожных мастерских и станции Вятка. Сегодня это музыкальная школа № 1, расположена в центре города (современный адрес: улица Спасской, 34).


Первый пионерский отряд в г. Вятке был создан при клубе имени Карла Либкнехта, а первым вожатым стал комсомолец Александр Волков. В сентябре 1922 г. в Вятке насчитывалось уже 200 пионеров. Пионеры занимались борьбой с неграмотностью, выступали перед рабочими с концертами, искали беспризорников, помогали восстанавливать фабричные цеха, участвовали в субботниках, дежурили в красных уголках. Юные художники-пионеры писали лозунги, рисовали плакаты. В 1924 г. вятский комсомол стал создавать при пионерских отрядах октябрятские группы. В Вятке по решению губернского комитета комсомола создается городской Дворец пионеров (вначале он назывался губернский пионерский клуб «Кузница коммунизма»). В 1923 г., когда начали создаваться первые пионерские отряды, в Вятке, пионерам отдали одно из самых красивых зданий в городе – бывший архиерейский дом.


Пожарный автомобиль. 1923 гПервый пожарный автомобиль в Вятке  марки «Адлер» появился на улицах города 7 ноября 1923 г.  Вятская городская пожарная команда установила на нём бензомоторную пожарную трубу (мотопомпу), 3-хколенную выдвижную лестницу и скамьи для боевого расчета. Весил  автомобиль  2 тонны. Он всегда был в боевой готовности и в считанные минуты выезжал на место происшествия, за что его прозвали «Полундрой». В 1924 г. на Вятке появился второй пожарный автомобиль, оборудованный работниками 1-ой пожарной части. Ему дали имя «Зиновьич» в честь любимого всеми брандмайора Вятской городской пожарной команды Н. Н. Зиновьевича. А в 1925 г. пожарную часть города оснастили еще одним автомобилем марки «Паккард», массой уже в 3 тонны, который также собственными силами был оснащён всем необходимым спецоборудованием. Его прозвали «Трубник Кропачев».


Санитарная карета26 февраля 1926 г. впервые в Вятке выехала скорая помощь.   Имя больного и причину обращения история не сохранила. Согласно постановлению Президиума Вятского управления первая скорая находилась в доме № 37 по ул. Спасской. Штат состоял из трех врачей и четырех санитаров. Телефон вызова был 4-19. Для выезда к пациенту медики нанимали случайных извозчиков, а ночью по договоренности  в их распоряжении была дежурная лошадь.

Первую грузовую машину станция скорой помощи получила в 1934 г. Своими силами ее приспособили под санитарную. В начале 1940-х гг. на станции появилась типовая карета скрой помощи. Изучая отчеты медиков скорой тех лет, можно узнать проблемы и состояния здоровья горожан. Так, в 1920-е гг. в отчетах врачей лидируют следующие болезни: трахома, оспа, малярия, в 1960-е гг. – болезни сердца. Именно тогда на станции появилась первая специализированная кардиологическая бригада с кислородным ингалятором, электрокардиографом аппаратом искусственного дыхания.


В 1955 г. в небе над Кировом появился первый вертолет. Вечером 4 августа диспетчер аэропорта «Киров» М. И. Кириллов принял радиограмму, что 5 августа прибудет вертолет, совершающий рейс по маршруту Москва – Горький – Воркута. В полдень в назначенный день диспетчером аэропорта, который располагался в микрорайоне «Филейка», была установлена радиосвязь с бортом вертолета Ми-1. Через несколько минут вертолет сел на поле. После дозаправки, вертолет отправился по маршруту. В декабре 1958 г. на взлетное поле кировского аэродрома приземлился первый турбоактивный самолет Антонов, вмещавший на борт 100 пассажиров.